Как сводить треки эквалайзерами — прямо в процессе аранжировки

Хорошее сведение начинается с аранжировки. Эта простая мудрость в конце концов доходит до большинства музыкальных продюсеров, композиторов, инди-музыкантов. Правда, некоторые тратят на ее осознание годы, которые не вернешь. Давайте «проскочим» этот необязательный этап и сразу начнем делать дело эффективно.

Аранжировка — это уже сведение

Дальнейшее не слишком творчески прозвучит, но посмотрим на микс как на сумму сложных психоакустических событий. Трек практически в любом жанре с этой точки зрения представляет собой слоеный частотный «пирог», на каждом «этаже» которого происходит своя звуковая жизнь. Правда, на экране компьютера при работе с музыкой наш пирог лежит перед нами «боком».

Нижние слои «пирога» (слева) — это бас, бочка, другие низкие ударные вроде литавров, басового оркестрового барабана, низких томов и т. п. Также это область кинематографичных «хитов», которые используются, например, в трейлерной музыке, слой работы контрабасов, синтетических дронов и «суббасов», туб и так далее.

Выше по «пирогу» (вправо) располагаются другие инструменты — органические и синтезированные. И каждая их группа выполняет собственную психоакустическую функцию.

Каша, муть, неприятные резонансы и провалы в миксе начинаются с того, что его автор позволяет инструментам залезать на чужую территорию. Следуя порыву и тому, что нам диктует фантазия, мы порой пишем партии, скажем, двух синтезаторов или гитар, которые звучат в одном регистре (октаве, например, или даже в более мелком диапазоне).

В треке таких ошибок может быть сделано несколько, и потом примирить между собой партии «столпившихся» в одной частотном «слое» инструментов бывает почти невозможно.

Поэтому сведение стоит начинать прямо в процессе аранжировки. У вас просто не возникнет классический конфликт баса и бочки, если вы изначально выберете сэмпл кика, «тело» которого работает в конкретном диапазоне, а затем как бы окружите этот диапазон со стороны инфранизких частот суббасом, а со стороны низкой середины — миддл-басом.

Также в электронной музыке, да и во многих других жанрах можно использовать рисунки ритм-секции, в которых бас и бочка пересекаются нечасто. Скажем, бас может играть на слабые доли (так называемый offbeat).

Наконец, если уж нам очень-очень нужно, чтобы частотные области двух басовых линий (неважно тональные они или ударные) пересекались, мы можем использовать панорамирование. Одни басовые события оставим строго по центру. Другие — разнесем по сторонам при помощи эффекта Хааса, например. Неоптимальное решение для низкочастотных динамиков, но нередко классно работает.

Хорошая аранжировка, помогающая появиться яркому миксу — это та, в которой для каждого звукового события или родственных групп звуковых событий расчищен частотный диапазон, а также дадены собственные «ячейки» в музыкальном времени трека — в его суммарной полиритмии.

Также имеет значение панорама. Часто «кашу» можно разгрести при помощи пространственного размещения.

Послушайте, имея ввиду сказанное, знаменитый трек Duft Punk «Get Lucky». Здесь слои рабочих барабанов не в центре, а чуть-чуть разведены в стороны. Claps поставлены более широко.

В миксе довольно много всего «цыкает», но не мешают друг другу, а создает вот этот особенной флер «диско на все времена».

Роботизированный вокал и вокал естественный ближе к концу звучат где-то рядом и частотно, и пространственно, а тем не менее не конфликтуют. И в целом каждый инструмент находится на своем месте и выполняет свою функцию, из-за чего четко слышен. Вот что такое продуманная аранжировка!

 

А вот еще один отличный микс — «Dark Necessities» от Red Hot Chilli Peppers. Здесь слышна буквально вся работа, о которой мы говорили выше: расчищены частотные диапазоны для каждого инструмента еще на этапе аранжировки, а затем — эквалайзерами; каждое звуковое событие имеет особое место на временной шкале; каждая партия аккуратно размещена в пространстве.

И заметьте — никаких суббасов, никакого «воздуха» по верхам, а качает, как зверь, при том, что песня-то лирическая.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest