Королева оркестра – скрипка
Сложно встретить человека, который никогда не слышал скрипки или хотя бы о скрипке. И это неудивительно, ведь ее история насчитывает вот уже более пяти веков, на протяжении которых этот инструмент считается, пожалуй, самым изысканным и утонченным, при этом требующим точной настройки и бережного отношения. Инструмент-аристократ, королева оркестра, инструмент ангелов или дьявола – вот лишь немногие прозвища, которые получила скрипка.
Звучание скрипки настолько выразительно, что способно передать всю гамму чувств исполнителя или композитора, вызвав при этом настоящие и глубинные эмоции у слушателей. Тембр звучания скрипки зависит от мастерства исполнителя и выбора струн: для басовых характерен густой, насыщенный и «строгий» звук, для средних – мягкий и бархатистый, для струн верхнего регистра – яркий и звонкий.
Скрипка отлично звучит с духовыми инструментами, клавишными и другими струнными. В симфоническом оркестре скрипки образуют почти треть состава, при этом первые скрипки играют верхний голос или мелодию, вторые – нижний или аккомпанируют.
История
В качестве далеких предков скрипки можно рассматривать индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Благодаря этим инструментам струнные получили свое развитие, в том числе и скрипка. Это сейчас скрипка считается благородным инструментом, а ведь первоначально это был инструмент бедняков – на ней играли крестьяне и бродячие артисты.
По-настоящему аристократичным этот инструмент стал в конце XVI века, когда Карл IX заказал скрипки для своих дворцовых музыкантов. С тех пор началось триумфальное шествие скрипки. Концерты для скрипки можно встретить среди произведений почти всех гениальных композиторов, среди которых Моцарт, Вивальди, Чайковский, Брамс, Дворжак, Хачатурян, Мендельсон и многие другие.
В настоящее время скрипку можно услышать не только в классическом оркестре, но и в таких музыкальный жанрах, как джаз, кантри, рок- и поп-музыка.
Особенности строения скрипки
Скрипка – это достаточно сложный инструмент в плане его изготовления, требующий скрупулезности и мастерства. Инструмент состоит более чем из 70-ти деталей, многие из которых деревянные, а дерево, как известно, требует серьезного подхода к выбору, обработке и последующему уходу. За многолетнюю историю существования скрипки, мастера применяли для ее изготовления различные виды древесины: ель, клен, ольха, липа, тополь, груша, акация, орех, экспериментируя и пытаясь найти лучшее звучание. Лучшим материалом для скрипки считаются деревья, выросшие в горах. Обусловлено это тем, что они имеют повышенную устойчивость к перепадам температуры и влажности.
Для скрипки большое значение имеет лак. Он не только определяет внешний вид инструмента, но и обеспечивает ему долговечность и сохранность звучания.
Элементы скрипки и аксессуары.
Корпус. Состоит из верхней и нижней дек, соединенных обечайками. На верхней деке расположены звуковые отверстия длиной 76-78 мм.
Шейка, на которую крепится гриф. Именно за шейку держат скрипку во время игры.
Гриф, изготавливаемый обычно из черного дерева.
Верхний и нижний порожки. Верхний предназначен для прохождения струн над грифом и колками, нижний – для крепления подгрифника, который плавного перегибается через него.
Подгрифник, который отвечает за звучание струн, изготавливается из твердой древесины и крепится посредством жильной или синтетической петли за специальную пуговицу. Если подгрифник тяжелый, а длина петли подобрана неверно, то струны будут дребезжать. Поэтому петлю необходимо выбирать синтетическую и обязательно с возможностью регулировки, а подгрифник – углепластиковый со встроенными машинками. Для настройки скрипки используют подгрифники с квинтовыми машинками для любого типа струн, но такие подгрифники являются тяжелыми. Для металлических струн подойдет металлический подгрифник, для жильных – деревянный. Оптимальный вариант: подгрифник из черного дерева, на котором установлены две квинтовые машинки.
Струны. Для скрипки струны изготавливают из различных материалов, самым популярным из которых является сталь. Именно стальные струны дают чистый звук. Хотя они и являются довольно жесткими, но играть на них проще.
Канифоль, которая индивидуально подбирается для струн. Например, для стальных струн подходит твердая жесткая канифоль. Непосредственно перед использованием новой канифоли волос смычка необходимо протереть спиртом.
Обечайки, представляющие собой шесть деревянных пластинок, выгнутых по форме дек.
Колки, предназначенные для натяжения струн. Колки и их отверстия должны иметь одинаковую конусность, легко вращаться и не выходить за пределы колковой коробки.
Подбородник – специальное приспособление для расположения скрипки между подбородком и плечом и располагается непосредственно под подбородком, что и следует из названия. Бывает глубоким, плоским, высоким и низким – выбор зависит от высоты расположения над декой, кривизны поверхности инструмента, расположения поверхности для крепления. Подбородники могут располагаться слева от подгрифника или по центру инструмента.
Мостик, который также используется для фиксации скрипки между подбородком и плечом музыканта и опирается о плечо. Качественным мостиком считается тот, который можно выгибать, подстраивая его форму под свое плечо.
Подставка. Она должна быть идеально ровной и тонкой, от этого зависят полнота и тональность звука. Чем тверже дерево, из которого она изготовлена, тем тоньше может быть подставка.
Смычок – неотъемлемый элемент игры на скрипке. Как и скрипка, смычки могут быть разных размеров. Смычок состоит из деревянной трости и волоса. Волос смычка должен быть натуральным, то есть, конским, лучше белым. В качестве бюджетного варианта можно использовать синтетические материалы, но лишь на начальном этапе обучения.
Многообразие скрипок
По методу изготовления скрипки делятся на следующие категории:
Мастеровые – это скрипки ручной работы, изготовленные на заказ под конкретного музыканта. Такие скрипки очень индивидуальны и стоят они дорого.
Фабричные (мануфактурные) – это старинные скрипки, изготовленные вручную в XIX-ХХ веках мастерами небольших фабрик. Многие из таких скрипок уже утратили свою внешнюю привлекательность, были неоднократно отремонтированы, но ценятся как риритет.
Заводские – наиболее распространенная категория скрипок. Их выбор довольно богат, причем стоимость и качество могут разниться весьма существенно.
Электрические – скрипки, звук которых мы слышим, благодаря специальному усилителю. Такие инструменты набирают популярность, но есть и противники «синтезированного звука». Эта скрипка не для оркестра, так как ее звучание сильно отличается от других инструментов по тембру и тональности, зато она очень популярна у сольных исполнителей инструментальной музыки. Она намного тяжелее обычной скрипки, что создает дополнительные трудности и неудобства во время игры, и требует дополнительных аксессуаров.
По размеру скрипки можно разделить на несколько видов.
4/4 – четыре четверти (или целая) – наиболее распространенная и самая крупная скрипка. Обычно на ней играют взрослые музыканты.
1/2 – одна вторая – используется для игры учениками средних классов музыкальных школ возрастом 9 –10 лет, а также для более младших, но крупных, высоких детей.
3/4 – три четверти – является переходным вариантом между 1/2 и целой 4/4 скрипками, в основном для учеников 12–15 лет.
1/4 – одна четверть – скрипка для младших детей возрастом 4-9 лет.
1/8 и 1/16 – скрипки самых маленьких размеров для музыкантов-малышей;
7/8 – редкий размер скрипки. Такие инструменты можно встретить среди шедевров знаменитых итальянских мастеров, великих Амати и Страдивари.
Кстати, мастеровые скрипки обычно являются полноразмерными.
Особенности ухода за скрипкой и смычком
Сохранить инструмент в надлежащем виде несложно, достаточно придерживаться следующих рекомендаций.
Храните скрипку вдали от нагревательных приборов и прямых солнечных лучей.
Соблюдайте режим влажности, это позволит предотвратить растрескивание и образование грибка и плесени. Идеальная влажность 40-60 %.
Храните и переносите инструмент в плотном футляре. Желательно приобрести специальный мешочек из шелковой ткани для хранения в нем скрипки и смычка.
Оберегайте скрипку от перепада температур: не доставайте ее сразу из футляра, когда принесли из холода в теплое помещение, подождите минут 15-30.
Регулярно чистите инструмент: после каждой игры протирайте струны, шейку и деки мягкой сухой тканью. Чтобы удалить жир и грязь, можно использовать специальные средства для очистки и полировки.
Приобретите несколько мягких салфеток: одна – для очистки деки, грифа и струн от канифольной пыли, другая – для удаления грязи и пота с шейки и обечайки, третья – для протирания поверхности корпуса скрипки и придания ему блеска.
Ежедневно проверяйте положение подставки, которая может сместиться или наклониться (особенно с новыми струнами).
Ухаживайте за смычком: перед каждой игрой необходимо наносить канифоль на внешнюю сторону конского волоса смычка, после игры обязательно нужно расслабить смычок, чтобы конский волос слегка провисал, колодочку и трость протирайте сухой мягкой салфеткой, при загрязнении можно использовать специальные средства.
Чтобы сухая канифоль не сыпалась на инструмент, помещайте смычок в специальный шелковый мешочек.
Как выбрать скрипку?
Для ответа на вопрос выбора скрипки сначала задайте себе ряд других вопросов. Какова цель приобретения инструмента? Кто на нем будет играть? Где он будет использоваться? Если ответы получены, то перейдем к практическим советам.
Если вы собираетесь обучаться игре на скрипке, то электроскрипка вам не подойдет, так как из нее трудно извлечь чистый ровный звук.
Для обучения целесообразно приобрести обычную заводскую скрипку, если вы не новичок, обратите внимание на профессиональный инструмент именитых производителей.
Правильно выбирайте размер скрипки, исходя из размера и возраста музыканта, который будет играть на ней. Чтобы определиться с размером скрипку ставят на левое плечо и вытягивают левую руку вперед без напряжения. Головка скрипки должна свободно располагаться в ладони и доходить до ее середины, а левая рука – без напряжения обхватывать завиток скрипки.
Оцените вес скрипки, чтобы игра на ней не вызывала дискомфорта и зажима мышц.
Выбор скрипок сейчас довольно большой, чтобы не потеряться среди этого многообразия и выбрать «свой» инструмент, воспользуйтесь услугами консультантов в музыкальных магазинах или советами опытных музыкантов и мастеров. Успехов в творчестве!