Виниловые проигрыватели – совершенные источники звука

Аналоговый звук, не искаженный цифровыми обработками, всегда привлекал и привлекает настоящих ценителей музыки. Именно виниловые пластинки позволяют насладиться подлинным аналоговым звуком в полной мере, для чего необходим проигрыватель виниловых пластинок или как его ещё называют LP-проигрыватель. Виниловые пластинки по праву можно считать символом ХХ века, на них выросло не одно поколение меломанов, а проигрыватели винила являются наиболее старыми источниками сигнала эры Hi-Fi.

Хотя одно время винил уступал дорогу развивающимся цифровым технологиям, сегодня многие аудиофилы возвращаются к нему, справедливо считая виниловые проигрыватели самыми совершенными источниками сигнала. Современные проигрыватели – это шедевры инженерного искусства, которые по качеству сборки и точности исполнения могут конкурировать с высокотехнологическими приборами.

С чего всё начиналось?

Родоначальником виниловых проигрывателей можно считать фонограф, изобретённый Томасом Эдисоном в 1877 году. Роль пластинок играли валики, покрытые фольгой или пропитанной воском бумагой. Игла двигалась по канавкам на валике, извлекая звуки.

Первые пластинки появились в 1897 году, благодаря Эмилю Берлингеру, они были изготовлены из шеллака, имели диаметр 7 дюймов (миньоны) и могли вмещать аудиозаписи длиной не более 2 минут. Позднее появились 10-дюймовые (гранды) и 12-дюймовые (гиганты) пластинки, на которых помещались записи до 5 минут.

Почти 30 лет пластинки были односторонними и лишь в 1903 году компания «Одеон» нашла способ записывать звук на обе стороны: по одной песне на каждую сторону. Иногда пластинки продавали наборами, которые напоминали фотоальбом из нескольких конвертов с пластинками, что составляло концерт. Поэтому совокупность нескольких песен одного исполнителя стали называть альбомом, который был красочно оформлен в конверт или коробку, а его хронометраж составлял 40 минут.

До 1920 года единственным методом звукозаписи оставался механический. Частотный диапазон такой записи составлял 150 – 4000 ГЦ. В 1920-м году начинается эра электроакустической записи, а в качестве звукоснимателя используется микрофон. Именно с этого года пластинки получают новое «звуковое дыхание» с возможностью воспроизведения частотного диапазона от 15 до 10 000 ГЦ.

В 50-е годы в СССР была развита запись музыки «на костях»: кустарное изготовление пластинок с иностранными песнями на проявленных рентгеновских снимках. В СССР крупнейшая фирма «Мелодия» в 70-х годах выпускала в год около 100 млн виниловых пластинок, но в 90-е годы пришла эра CD-дисков и объемы производства пластинок существенно сократились.

Вторую волну популярности винила можно отнести к 2008 году, когда его продажи выросли в два раза.

Особенности и принцип работы проигрывателей винила

Современный виниловый проигрыватель – это предмет гордости своего владельца, сложная система, включающая в себя следующие компоненты:

  • стол проигрывателя с вращающимся диском для пластинок и двигателем,

  • тонарм, крепящийся к столу и удерживающий над поверхностью пластинки головку звукоснимателя,

  • головка звукоснимателя,

  • фонокорректор, усиливающий и корректирующий считанный с пластинки сигнал перед его передачей на предусилитель

Проигрыватели виниловых дисков являются сложными с точки зрения изготовления и настройки устройствами. Основные компоненты и узлы проигрывателя должны быть сконструированы и выполнены таким образом, чтобы обеспечить стабильное считывание звуковой дорожки пластинки, ибо ошибки считывания приведут к искажениям звука. Поэтому точность изготовления и аккуратность применения являются определяющими факторами.

Пластинка представляет собой диск из винила с выгравированной или вырезанной спиральной звуковой дорожкой, которая имеет шероховатости, полностью соответствующие форме звуковой волны. Двигатель проигрывателя вращает платтер, на котором лежит мягкая прокладка (слипмат), с определенной скоростью. Сверху кладётся пластинка, на нее ставится картридж с иглой. Тончайшая иголка головки звукоснимателя скользит по шероховатой поверхности звуковой дорожки и за счёт этого начинает вибрировать со звуковой частотой, затем эти вибрации преобразуются в электрический сигнал, усиливаются и воспроизводятся.

Стол проигрывателя призван обеспечивать равномерное вращение виниловой пластинки и оберегание её от любых вибраций. Для этой же цели в проигрывателях используют сверхточные моторы, а опорные диски для пластинок делают очень массивными, а также применяют сверхточно выполненные подшипники. Помеха качественному звуку – вибрации, поэтому производители стараются уменьшить их любыми способами, среди которых вынос двигателя за пределы стола проигрывателя, различные устройства, совершенствование подвеса проигрывателя и т.д.

Тонарм закрепляется на столе проигрывателя и удерживает головку звукоснимателя над поверхностью пластинки, обеспечивая её беспрепятственное перемещение вдоль звуковых дорожек пластинки с определённой прижимной силой, а также передает сигнал от головки звукоснимателя к фонокорректору. Именно от работы тонарма зависит общее качество звучания проигрывателя, поэтому он, с одной стороны, должен быть мягким и легким, чтобы реагировать на все неровности звуковой дорожки, а с другой стороны, жестким, чтобы не передавать посторонние вибрации. Все тонармы по принципу действия можно разделить на поворотные и тангенциальные: первые более распространены, вторые гораздо сложнее в расчётах и производстве, а значит дороже.

Головка звукоснимателя – маленькая, но важная деталь проигрывателя, именно она отвечает за преобразование неровностей звуковой дорожки пластинки в вибрации иголки, а затем в электрический сигнал, который через фонокорректор поступает на предусилитель. Головки звукоснимателя делятся на два типа: MM-типа (головки с подвижным магнитом) и MC-типа (головки с подвижной катушкой). Уровень сигнала, выдаваемым головками ММ-типа, в 10-12 раз больше чем у МС-головок, что позволяет использовать фонокорректоры с более простыми схемами усиления, что в свою очередь уменьшает шум и стоимость. ММ-головки дают мощный, открытый и мелодичный звук, но они менее детальны, поэтому не так точно реагируют на мельчайшие детали записи. МС-головки обеспечивают максимальную детальность звука, но и стоимость проигрывателя они увеличивают.

Фонокорректор усиливает сигнал, полученный от головки звукоснимателя, до того уровня, чтобы предусилитель мог с ним корректно работать. Также он производит RRIA-коррекцию сигнала, то есть восстанавливает сигналу форму которая была до внесения в него намеренных искажений (опускает ранее поднятые низкие частоты и поднимает ранее опущенные высокие частоты). Фонокорректоры бывают транзисторными и ламповыми.

Нужен ли диджеям винил?

Стоит особо остановиться на любви диджеев к винилу, такая игра приносит наибольшее удовольствие от самого процесса: скучать не приходится, все время приходится следить за процессом. Также игра на виниле производит впечатление на слушателей, для многих диджей – это человек, который крутит пластинки.

Плюсы использования винила

1. Качество самой музыки. Издание винила стоит больших денег, поэтому невыгодно издавать некачественный материал, который не будет продаваться.

2. Качество звучания.

3. Независимость от компьютера и сфокусированность на ушах.

4. Скрэтчинг – это полезный навык для диджея, который научит вас правильно вводить треки в микс, добавить немного «фишек» в подходящий момент, а также позволит вам записать уникальные звуки.

Минусы винила для диджея

1. Пластинки и иглы – дорогое удовольствие.

2. Неудобство транспортировки: сумка с винилом довольно тяжелая и при этом хрупкая.

3. Ограниченность музыкальной коллекции, что связано с тем, какое количество пластинок вы можете взять на вечеринку, что заставляет быть более избирательным при подборе материала.

Если вы начинающий диджей и не можете себе позволить покупку вертушек, выберите недорогой портативный проигрыватель и начните заниматься диггингом. Поищите крутые пластинки и создавайте свою коллекцию. Винил – это лучший выбор, чтобы начать микшировать музыку для других.

Как выбрать проигрыватель?

При выборе и покупке LP-проигрывателя желательно, чтобы он имел следующие элементы.

1. Двигатель с прямым приводом, то есть платтер вращается непосредственно вместе с движком без посредников.

2. Мощный двигатель. Когда пластинка останавливается или крутится во время скретча, то может оказываться давление на платтер двигатель. Скорость при этом должна быть такой, чтобы при возвращении к обычному ходу не возникало никаких слышимых последствий.

3. Тяжелый и устойчивый платтер.

4. Тяжелый и устойчивый проигрыватель в целом, чтобы минимизировать вибрации.

5. Кварцевая стабилизация, которая поддерживает скорость на нужном количестве оборотов.

6. Тонарм S-образной формы, чтобы игла всегда оставалась параллельна звуковой дорожке.

7. Качественный картридж на тонарме.

8. Дополнительные опции: подсветка, возможность замены шнуров, удобство настройки тонарма, заземление, максимальное значение питча и т.д.

Напоследок интересный факт: самая дорогая пластинка на сегодняшний день – это альбом группы «The Quarrymen», созданной Джоном Ленноном и позднее превратившейся в «The Beatles». Пластинка была записана в 1958 году и включает всего две песни: кавер-версия песни Бадди Холли «That’ll Be the Day» и собственная «In Spite of All the Danger». Она существует в единственном экземпляре и принадлежит Полу Маккартни. Стоимость пластинки оценивается примерно в 200 тысяч долларов.

Сегодня винил переживает свое второе рождение – в его развитии заинтересованы все стороны: звукозаписывающие компании, музыканты, которые считают очень престижным выпустить свой альбом на виниле, производители пластинок, коллекционеры музыкальных записей, аудиофилы, диджеи. Пройдя испытание временем, пластинки доказывают свою актуальность.

 

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest