Как выбрать хороший кабель и не ошибиться?
Выбор хорошего кабеля для гитариста – важное дело. При этом не следует руководствоваться не советами друзей и рекламой «звездных» музыкантов и самих производителей. Достаточно иметь некоторые знания, которые помогут вам трезво взглянуть на предложенный товар и оценить его, в первую очередь, по физическим характеристикам.
Давайте разберемся, какие характеристики важны для инструментальных, микрофонных и спикер-кабелей, а какие можно считать рекламной уловкой или мифом. Провода различают по характеристикам и предназначению. Следовательно, требования к ним тоже различны: что критично для одного, может быть практически бесполезно для другого.
Инструментальные кабели
Итак, инструментальный кабель – это провод для соединения гитары с усилителем, процессорами, специальными приспособлениями и так далее. Данные устройства имеют высокое сопротивление (порядка 100 Ом) по отношению к Земле. При этом они сами передают слабые сигналы с минимальными по силе разрядами (тысячные доли А) и с малым напряжением. Поэтому инструментальные кабели так чувствительны к электромагнитным помехам.
Гитара имеет большое выходное сопротивление, поэтому сам шнур должен иметь маленькую электроемкость и длину, иначе он будет плохо передавать высокие частоты в звуке.
Важные характеристики инструментальных кабелей:
- Низкая емкость. Собственная емкость – это критичная характеристика, на которую следует обращать внимание в первую очередь. Чем она меньше – тем лучше и меньше потерь в высоких частотах.
- Хорошее экранирование, которое позволит избежать шумов от электромагнитных помех.
- Прочность. Последствия использования хлипких шнуров могут быть весьма плачевными, особенно во время выступления.
Незначительный критерий для инструментальных кабелей – это сопротивление. Оно составляет всего несколько Ом (у дорогих и дешевых вариантов), что является несущественным по сравнению с высокоомными входами, например, на усилителях. Оно никак не влияет на уровень сигнала в проводе.
На фото – инструментальный кабель для высокоомного входа
Спикер-кабели (колоночные)
Спикер-кабель – это провод соединяющий усилитель с громкоговорителем. По техническим требованиям они совершенно противоположны кабелям инструментальным, так как соединяют низкоомный выход усилителя с низкоомными громкоговорителями. По ним передаются сравнительно высокие токи и напряжения. Именно поэтому, в отличие от инструментальных, эти кабели не отличаются особой восприимчивостью к электромагнитным помехам, но при этом вся цепь крайне чувствительна к сопротивлению их самих.
На фото – профессиональный спикер-кабель
Важные критерии для выбора колоночного провода:
- низкое сопротивление, предотвращающее потери сигнала;
- прочность и надежность.
Емкость и экранирование в этом случае не имеют значения из-за низкоомности цепи. Только очень-очень сильные электромагнитные помехи могут повлиять на сигнал с довольно большим током. Даже провод со значительной емкостью будет иметь сопротивление значительно большее по сравнению с выходным сопротивлением усилителя. Поэтому емкость почти не влияет на передачу высоких частот в сигнале.
На фото – сечение колоночного кабеля
Микрофонные кабели
Микрофонный кабель является обязательной частью любой звукозаписывающей студии или сценического оборудования. Ведь, несмотря на новые беспроводные технологии, самый чистый звук можно получить, только используя качественное микрофонное соединение. От качества провода напрямую зависит качество передаваемого сигнала, возможность появления помех.
Виды
- Обычный инсталляционный (несимметричный). Применяют там, где нет необходимости в идеально чистом звуке, например, в бытовых целях для подключения динамических микрофонов к музыкальным центрам или караоке.
- Балансный (симметричный) – идеален для создания соединения с большой протяженностью, имеет высокий уровень устойчивости к электромагнитным наводкам. Его можно использовать при любых погодных условиях.
Схема строения микрофонного кабеля
Симметричный микрофонный кабель состоит из двух центральных проводников, изоляции, экрана и внешней оболочки. Именно такие варианты более надежны, они способны обеспечить хорошее качество голосового сопровождения.
Микрофонный кабель имеет два XLR разъёма: «папу» (male) на одном конце и «маму» (female) на другом, TRS-разъём («джек») или USB-разъём для подключения непосредственно к звуковой карте или цифрового устройства записи. Он соединяет микрофон с микшерным пультом, используется для DI связи между усилителем и микшером.
Для защиты шнура от воздействия электромагнитных наводок применяют специальные экраны. Экран чаще всего используют как общий провод и заземление. Цель экранирования – защитить сигнал от таких источников шума, как радио-сигнал, шнуры питания, люминесцентные лампы, реостаты диммеров и некоторые приборы. Существует множество разновидностей экранов для линейного кабеля: плетеный, спиральный и из алюминиевой фольги. Рассмотрим их подробнее.
Способы экранирования микрофонных кабелей
- Фольгирование. Экран должен полностью закрывать собой сигнальные провода. Защита из металлической (чаще алюминиевой или медной) фольги справляется с этой целью на все сто. Слой обеспечивает 100 % покрытие сигнальных проводов. Однако экран из фольги имеет недостатки, главный из которых – механическая ненадежность, поэтому его применяют в соединениях, предназначенных для стационарного использования. Фольгированный экран обычно используют лишь при производстве самых дешевых вариантов, при передаче сигнала по такому кабелю звучание на верхних частотах слегка «фонит».
- Экранная сетчатая оплетка является самой механически надежной, гибкой и распространенной формой экрана. На сцене микрофонные и инструментальные шнуры постоянно гнутся, тянутся, на них часто наступают, поэтому оплетка – лучшее, что можно придумать для этих условий. Но при этом она сложна в изготовлении, да и добиться 100 % покрытия ею сигнальных проводов сложно (часто покрывает от 60 до 85 % площади). Некоторые фирмы делают очень плотные оплетки, покрывающие в кабеле до 96 % площади шнура.
- Экранирующая спиральная проволочная оплетка имеет одно большое достоинство – обеспечивает кабелю такую гибкость, которую невозможно достичь при экране из фольги или сетчатой оплетке (гибкость имеет повышенное значение в концертных условиях). Правда, на этом все ее достоинства заканчиваются. Спиральная проволочная оплетка покрывает не более 80 % площади сигнальных проводов и при оказании на нее физических воздействий быстро приходит в негодность (хотя и не так быстро, как экран из фольги). При этом резко уменьшается покрываемая ею площадь. Кроме того, это еще и менее устойчивый к радиочастотным (RF) помехам экран (представляющий собой индуктивную катушку).
Итак, важные характеристики, которые стоит учесть при микрофонных кабелей:
- Симметричность и несимметричность. Симметричные провода могут быть длиннее несимметричных, так как они устраняют любые помехи и шум. Что касается несимметричных, то длинные восприимчивы к шуму и требуют усиления заземления.
- Сопротивление. При передаче аудиосигнала с применением кабеля необходимо обеспечить низкие значения активного сопротивления. Лучшими микрофонными шнурами являются микрофонные из высокопроводящей меди.
- Экранирование. Самыми хорошими экранами считаются сеточный и спиральный.
Характеристики кабеля: мифы и рекламные «фишки»
1. Хороший кабель – это толстый кабель. С оговоркой: только для спикер-проводов! Как было сказано выше, низкое сопротивление спикер-кабеля является очень важной характеристикой. Из школьного курса физики известно, что чем больше диаметр провода, тем ниже его сопротивление. Следовательно, чем толще провод, тем лучше.
Но данное правило не действует при выборе инструментальных проводов. Гитарные кабели не должны быть толстенными. Правда, иногда коаксиальные элементы соединения с большим диаметром могут иметь меньшую погонную емкость, а это в свою очередь, может оказаться полезным (при длине более трех метров). больше емкость гитарного шнура, тем больше высоких частот он ослабит. Но это не значит, что вам нужен огромный диаметр провода, ведь есть качественные варианты с меньшими характеристиками.
На фото – коаксиальные провода
Следовательно, можно дать два основных совета для выбора инструментальных кабелей:
- использовать коаксиальные провода с наименьшей погонной емкостью,
- выбирать варианты с минимальной длиной. Если вам необходимы шнуры длиной более шести метров, попробуйте использовать беспроводные системы. В этом случае, они будут гораздо эффективнее.
2.Выбирайте кабель из бескислородной меди (OFC, Oxygen-free copper). Объясняется эта рекомендация тем, что бескислородная медь имеет меньшее сопротивление, а значит и потери в сигнале будут минимальные. С этим трудно поспорить. Но для инструментальных проводов сопротивление не является решающим фактором, как мы выяснили выше. Для спикер-кабелей существенно уменьшить сопротивление можно за счет увеличения диаметра. Стоит отметить, что бескислородная медь – это не рекламная пустышка, такие провода лучше противостоят внутренней коррозии жилы. Фактора важный, но не для инструментальных и спикер-вариантов.
3. Золоченый штекер. Золоченые штекеры имеют меньшее сопротивление и меньшую склонность к коррозии и потускнению. На первый взгляд, одни плюсы. Но такое покрытие гораздо мягче никелированного и стирается при частом использовании штекера. То есть если вы используете гитарный кабель, который приходится часто вставлять и вынимать из разъема, то использовать провод с таким входом нецелесообразно. Но помните, что быстро изнашивается золочение, нанесенное поверх базового металла (например, меди), а если оно выполнено поверх никеля, то истирание шнуру не повредит.
Для спикер- и низкоомных микрофонных проводов золоченые штекеры оказываются весьма кстати, при условии, что их соединяют и разъединяют редко.
4. Многожильный кабель предпочтительнее одножильного. Объясняется это тем, что многожильный меньше подвержен потере высоких частот. Это актуально только для работы с радиочастотами. Музыканты же работают с иным диапазоном, в котором нет никакой разницы между использованием одножильного или многожильного провода. Но многожильные обычно лучше экранированы и защищены от электромагнитных помех за счет более плотной оплетки.
5. Хороший кабель – это дорого. Если вы используете трехметровый кабель дома или в репетиционной студии, то недорогой вариант вполне подойдет. Поверьте, с закрытыми глазами вы, скорее всего, не услышите разницу между использованием дешевого или дорогого шнура, если его длина менее трех метров, а рядом нет источников сильных электромагнитных помех.
Чаще всего дорогие провода премиум-класса сделаны качественнее, они более крепкие, имеют надежные места соединения «джеков» с основой, внутренние соединения могут быть залиты эпоксидной смолой или термоклеем. При этом приставка «премиум» вовсе не гарантирует, что производитель при изготовлении использовал низкоемкостной коаксиальный кабель.
Заключение
В заключение нужно сказать, что выбирать кабель нужно осознанно, опираясь на характеристики конкретного продукта для определенны целей. Сейчас даже недорогие инструментальные провода изготавливают из бескислородной меди, многие из них неплохо экранированы, являются многожильными и коаксиальными.
Выбор за вами.