Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Первые цифровые пианино

Цифровое пианино сегодня является распространенным инструментом, который используется и в студиях, и дома, и на сцене. Это клавишный инструмент, призванный заменить традиционное акустическое пианино, не уступая ему в звучании и ощущениях при игре. Для этого в цифровых пианино используют синтезированные звуки или записанные сэмплы акустического пианино. Внешний вид и клавиатура цифрового пианино также может полностью имитировать клавиши акустического пианино, благодаря постоянно совершенствующимся технологиям, поэтому у музыканта создается полное ощущение игры на акустическом инструменте.

Преимущества цифровых пианино перед акустическими состоят в следующем:

  • меньший вес инструмента, что облегчает его транспортировку и позволяет брать с собой на выступления;
  • меньшая стоимость, хотя профессиональные модели стоят недешево, но их цена несравнима с профессиональными концертными роялями, а модели для домашнего использования вполне доступны;
  • цифровые пианино не нуждаются в настройке;
  • приобретая один инструмент, вы получаете целый оркестр клавишных: орган, рояль, клавесин и т.д.;
  • цифровое пианино можно подключить к усилителю или акустической системе, что позволяет быть услышанным в большом зале;
  • можно подключить наушники и не мешать своим музицированием домочадцам;
  • много-много других возможностей.

Современные цифровые пианино настолько совершенны, насколько позволяет развитие цифровых технологий. Однако, так было не всегда. Поговорим сегодня о первых цифровых пианино, какими они были, чем принципиально отличались от современных моделей, и какие производители отличились при их изобретении.

Предыстория

Настоящей революцией в мире клавишных музыкальных инструментов стало появление синтезаторов. Поначалу это были аналоговые устройства, в которых звуковая волна создавалась за счет изменений характеристик электрического сигнала. Звук, воспроизводимый аналоговыми синтезаторами, был искусственным и звучащим непривычно.

Следующей ступенью развития электронных инструментов стало появление цифровых синтезаторов, имеющих процессор, который мог генерировать звук и имитировать звучание других инструментов. Цифровые синтезаторы получили широкое распространение и дали начало новым направлениям в музыке, таких как хаус и техно.

Далее появился стандарт MIDI и DAW, более подробно о которых можно почитать здесь.

Развитие технологий генерации звука и звукозаписи требовала всё большей цифровизации от клавишных инструментов. Но полноценной по звучанию замены акустическому пианино всё еще не было: синтезаторы хоть и имели широкие возможности, но их звук и клавиатуры были далеки от акустических.

Первые модели

Среди производителей первых моделей цифровых пианино можно выделить трех ведущих, которых можно считать пионерами в этом деле: YAMAHA, KURZWEIL и ROLAND. Рассмотрим эти попытки создания цифровых инструментов подробнее.

YAMAHA

Официально цифровой синтезатор YAMAHA GS1, который был выпущен в 1981 году, не признан в качестве первого цифрового пианино. Это был очень дорогой инструмент, не получивший массового распространения, но выглядел как пианино, оснащен как пианино и предлагал целый ряд звуков фортепианного типа на основе реализации FM-синтеза, что делало его, несомненно, цифровым. Под внешним обликом инструмента XIX века скрывалась передовая на тот момент электронная начинка с шестнадцатью пресетными звуками различных инструментов (не только клавишных), 16-голосной полифонией с широкими возможностями исполнительского контроля, и полноценной 88-клавишной динамической клавиатурой с полифоническим послекасанием. Звучание YAMAHA GS1 было близко к аналоговым инструментам, что нехарактерно для FM-синтезатора, но легко объяснимо наличием аналоговых эффектов. Роль данного инструмента такова: стать испытательным полигоном для новой технологии синтеза.

В различных источниках часто упоминается, что первым цифровым пианино была модель YAMAHA YP-40 CLAVINOVA, которая поступила в продажу вместе с пианино серии YAMAHA PF в 1983 году. Отличительной особенностью данных инструментов было то, что они использовали FM-тональный движок, аналогичный тому, который использовался в ранних DX-синтезаторах, выпущенных примерно в то же время. Отличием же моделей YAMAHA YP и PF было отсутствие пользовательской среды программирования, и их FM-архитектура была ориентирована на моделирование семейства акустических фортепиано. FM-синтез был действительно универсальной системой генерации звука, который лучше подходил для создания ударной атаки и более сложных гармонических структур и лучше приспособлен для имитации верхних гармоник акустических пианино.

Сохранив верность FM-синтезу, компания YAMAHA выпускает в 1985 году инструменты серии CLP CLAVINOVA, которые позиционировались как цифровые пианино, но были ли они таковыми в действительности? Был ли стандарт FM-синтеза достаточно хорош, чтобы передать нюансы акустического пианино? Судить могут лишь музыканты и слушатели.

KURZWEIL

Путь к созданию цифрового пианино, которое звучало бы также как акустическое, был иным у компании KURZWEIL. Клавишный инструмент KURZWEIL K250, выпущенный в 1984 году, выглядел как синтезатор, но имел при этом полноразмерную, утяжеленную клавиатуру. Его отличительной особенностью было реалистичное звучание, в основе которого на этот раз лежал не синтез, а запись. KURZWEIL K250 предлагал сэмплированные звуки инструмента, то есть записи пианино высокого класса назначались на клавиши инструмента. Данная модель воспроизводила тональные характеристики, которые не могли передать ни одно предыдущее электронное пианино.

Индивидуальность тембра определенно присутствовала, хотя точность воспроизведения была ограничена плачевными объемами памяти и скоростью передачи данных того времени. Дело в том, что компьютерные технологии начала 80-х позволяли загружать не более минимального количества сэмплов, поэтому инструмент KURZWEIL K250 звучал правильно, но был лишен тембральной динамики и отклика акустического пианино.

Конечно, для 80-х было непростой задачей воспроизведение электронным инструментом акустических эффектов массива дерева, металлических частей пианино и акустической инженерии, но к концу десятилетия этим цифровым схемам, по крайней мере, удалось звучать максимально приближенно к акустическому пианино.

ROLAND

Инженеров компании ROLAND не устраивали ни идея готового цифрового синтеза, ни статичных прямых сэмплов. Эта неудовлетворенность ранее представленными инструментами привела к созданию гораздо более сложной системы динамического моделирования. Известная как Sturctured Adaptive synthesis или просто SA (или иногда SAS) новая концепция ROLAND полностью отказалась от существующих ранее технологий. Вместо того, чтобы использовать метод синтеза инженеры попытались воссоздать звучание акустического пианино с помощью цифровых технологий.

Причем в копании понимали, что сэмплы – это самый надежный способ точно воспроизвести звучание такого сложного инструмента, как пианино. Но также понимали, что пианино – это динамический инструмент, который бросает вызов статичности сэмпла. Выход был найден, и он оказался непростым. Сначала происходило сэмплирование акустических высококачественных пианино во всем диапазоне их звучания с разной скоростью. Затем был проведён цифровой анализ сэмплов, чтобы определить их гармонический состав. Далее результаты синтезировали в цифровом виде, чтобы создать гибкие, работоспособные блоки.

Воссоздание характеристик сэмплов с помощью технологии ROLAND позволило сгладить все переходы, которые при обычном воспроизведении сэмплов или ранних устройствах S&S (сэмпл и синтез) были заметны. Технология SA смогла устранить несоответствия между нотами при мультисэмплинге, а также более естественно передать тембральный отклик в диапазоне скоростей. ROLAND зонировал клавиатуру, как в случае с мультисэмплером, чтобы можно было воспроизвести характеристики различных зон акустического пианино. Но система повторного синтеза ROLAND SA не обладала резкостью мультисэмплинга, потому что динамика и тембральные изменения были плавными и контролируемыми.

Свое воплощение синтез SA нашел в цифровом пианино ROLAND RD1000 1986 года выпуска. Эта очень успешная модель быстро стала стандартом в индустрии, и ее можно было найти в массовой продаже, заменяя акустические пианино в студиях звукозаписи и дома. Это был поистине революционный инструмент с ярким, четким и очень реалистичным звучанием. Игра на ROLAND RD1000 очень была похожа на игру на акустическом пианино, что было связано не только с утяжеленными клавишами, но и с тем, как инструмент реагировал на отдельные нюансы игры. Поэтому вполне справедливо признание ROLAND RD1000 первым цифровым пианино, которое изначально задумывалось как пианино.

Еще раз отметим: ROLAND RD1000 основан на повторном синтезе сэмплированных звуков (вместо включения самих сэмплов), что позволило обойти классическую проблему середины 80-х, связанную с ухудшением качества записи из-за ограниченной памяти.

Современность

Нет однозначного ответа на вопрос о первом цифровом пианино и его производителе. Может быть, это была YAMAHA с их FM-пианино, которые положили начало развитию цифровых пианино. Хотя можно считать, что FM-пианино на самом деле было просто адаптированным синтезатором. Или начало развитию цифровых пианино положила компания KURZWEIL, создав клавишный инструмент, звучание которого было нелегко отличить от реального. Или всё-таки пионером можно считать компанию ROLAND, которая не только изобрела новый метод синтеза и воспроизвела звук пианино, но и его ощущения для музыканта во время игры. Все эти производители и инструменты внесли ценный вклад в развитие цифровых пианино.

Если вы послушаете инструменты, о которых выше шла речь, вы можете снисходительно улыбнуться. Потому что то, что казалось невероятным в 80-х годах прошлого века, сегодня не идет ни в какое сравнение с возможностями современных инструментов.

Современные цифровые пианино представлены такими производителями, как CASIO, CLAVIA, KAWAI, KORG, ROLAND, KURZWEIL, YAMAHA и другими. Если вы еще не оценили возможности этих инструментов, обязательно сделайте это, ведь они никого не оставляют равнодушными.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Контроллеры студийных мониторов: блажь или необходимость?

Если вы работаете в студии, то у вас абсолютно точно имеется широкий выбор различного оборудования для записи и...

«Анатомия» акустической гитары

Данная статья будет полезна начинающим гитаристам или тем, кто только собирается им стать. Если вы музыкант-самоучка, то многие...

Бесплатное продвижение музыки: ожидания и реальность

Хорошая новость: люди на планете никогда еще так много и интенсивно не слушали музыку. Согласно исследованию Международной федерации...

АСМР-контент – новая медитация

Автономная сенсорная меридианная реакция, или АСМР, — это физическое, приятное ощущение покалывания в задней части головы и шеи,...

Лучшие VST-инструменты для начинающих музыкантов

Чтобы заниматься музыкой и писать и записывать свои песни, 30 лет назад музыкантам нужно было найти единомышленников. Сегодня...

Моделирующие VST плагины для гитары и IR импульсы: что это такое и как использовать?

История IR импульсов в цифровой звукозаписи, по всей видимости, началась с компании Sony. В 1999 году она представила...

Как писать музыку без повторов, чтобы звучало свежо

В 2023 году на мировые музыкальные платформы было загружено около 184 миллионов новых музыкальных треков. К сожалению, исследований...

Уход за электронной ударной установкой

Ударная установка, будь они акустической или электронной, всегда является предметом любви и гордости любого барабанщика. А за любимыми...

Ручные мегафоны

Данная статья посвящена ручным мегафонам. Попробуем разобраться, что это за устройство, кому и зачем его приобретать, как правильно...

Метрономы: кому и зачем?

Переоценить значение темпа в музыке невозможно, именно он придает определенный характер и настроение музыкальному произведению. Умение чувствовать темп...

Дерево электрогитары – влияет ли на звук? Еще как, и тому есть доказательства

Это удивительно, но до XXI века строгие лабораторные эксперименты, призванные выяснить, влияет ли порода дерева, из которой выполнена...

Директ-боксы (ди-боксы): зачем нужны и как использовать

Сегодня мы поговорим о незаменимом для звукорежиссеров и музыкантов устройстве – директ-боксе (ди-бокс или DI-BOX). Оно помогает избежать...

Понижение строя гитары

Многие опытные гитаристы, экспериментируя со звучанием своего инструмента, пытаются получить более низкий, тяжёлый звук с ярким рояльным оттенком,...

Комбоусилители для акустических гитар

Комбоусилители для гитар хорошо известны всем музыкантам, ассортимент их чрезвычайно богат, есть из чего выбрать. Однако стоит различать...

История барабанных установок с двумя бочками

Двойная бочка (double bass drum) или два бас-барабана в ударной установке – что это: способ выделиться или заставить...

Микрофонные стойки

На что обратить внимание при покупке микрофона? Конечно, на его характеристики, внешний вид и стоимость. При этом многие...

Уровень шума: что это и как его понизить

Звукозапись – это не только сам процесс записи музыки или вокала, но и долгая последующая обработка записанного материала....

Тренажеры для пальцев: нужны ли?

Данная статья будет посвящена тренажерам, призванным помогать музыканту развивать силу и ловкость пальцев, гибкость запястья и быстроту реакции....

Как сделать микс громче, что такое LUFS, и «сколько их» нужно в треке

Любая громкая музыка все еще кажется слушателям лучше и интереснее, чем любая тихая. Такова уж «звуковая психология» человека....

Мандолина

От слова «мандолина» веет чем-то итальянским, звуки этого музыкального инструмента услаждали слух королей и простолюдинов много веков, и...