Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Автоматизация в Cubase, Reaper и других DAW – что это такое, и как ее не бояться

Многие музыканты, начинающие работать с цифровыми аудио станциями, некоторое время избегают использовать автоматизацию, не желая погружаться в ее изучение. Эта функция DAW может быть непонятна интуитивно.

И графически кривые автоматизации в проекте могут выглядеть пугающе, особенно когда крутишь всего лишь одну ручку, скажем, на эквалайзере, а DAW тут же рисует тебе минимум три, а часто больше кривых ниже редактируемого трека, и каждая ползет в свою сторону, и что это такое вообще — а-а-а-а-а!..

На самом деле автоматизация — добрый и верный друг любого музыкального продюсера. Попробуем представить себе, что она делает, наглядно. Вообразите реальную ситуацию из недалекого прошлого. На дворе 1990 год. В маленькой студии энтузиасты записывают танцевальный трек.

Запись ведется на катушечный магнитофон через пульт «Электроника ПМ-03». Источником части фонограммы является секвенсор «железного» синтезатора. «Медь» барабанов сделана на драм-машине, и заведена в пульт на отдельный канал.

Авторы хотят, чтобы хэт на протяжении всего трека менял свое звучание от приглушенного «пщ-пщ» до звонкого «тц-тц» и обратно. Что им приходится делать? Один из музыкантов садится за пульт и на протяжении трех с половиной минут во время записи на магнитофон крутит ручку высоких частот на канале с «медью». При этом очень старается делать это без рывков и несовпадений с ритмом песни.

Конечно, за первый проход записать эффект не получается, и за второй не получается — то рука срывается, то выходит слишком сильный срез высоких частот, то не удается правильно расположить эффект в куплетах-припевах. Все матерятся, рвут на себе волосы и пробуют снова и снова…

Так вот, автоматизация в DAW делает описанную выше работу сама и настраивается буквально за одну минуту. Помимо всего остального, виртуальные студии Cubase, Reaper и любые другие умеют записывать в так называемые «треки автоматизации» (или «кривые») практически любые действия, которые вы совершаете в реальном времени с микшером, а также с ручками плагинов, виртуальных инструментов и т. п.

Но счастье музыкального продюсера не только в этом. Сами действия, оказывается, можно и не совершать — это занимает время и требует офигительной точности управления мышью. В DAW «действия» легко «рисуются» на специальных автоматизационных субтреках при выключенном воспроизведении, а потом умная цифровая студия их преотлично воспроизводит. Будто бы целая команда людей стояла у ручек пульта, ручек синтезаторов и приборов эффектов и крутила их, крутила…

Между прочим, именно такое действительно происходило в студиях знаменитых групп при записи их песен — в те, времена, когда еще не построили «железные» пульты, умеющие запоминать хотя бы автоматизацию громкости. Например, Beach Boys к кручению ручек во время записи порой привлекали даже… уборщиц.

 

Для лучшего понимания начните с автоматизации громкости

Практически в любой аранжировке нам бывает нужно на какое-то время сделать громче солирующий инструмент или наоборот задвинуть одну из партий на задний план. Лучший способ сделать это в DAW — нарисовать для требуемой дорожки кривую автоматизации.

Хотя нередко новички изворачиваются при помощи использования разных Velocity (скорости или «силы» нажатия клавиши на MIDI-контроллере) для разных частей инструментальных партий. Если, конечно, это позволяет патч виртуального инструмента — синтезатора или сэмплера.

Чем пример громкости хорош для понимания процесса — тем, что он нагляден и отчетливо слышен ушами. Кроме того, кривая автоматизации громкости под дорожкой в проекте возникает лишь одна и не запутывает новичка.

Кстати, при помощи автоматизации можно управлять громкостью FX треков. Допустим, вы используете в проекте два ревера и один дилэй. Они работают каждый на своем треке эффекта и подмешиваются к дорожкам фонограммы в секциях Send (посылы).

И вы, скажем, хотите сделать в треке паузу, причем «глухую» — чтобы заткнулись вообще все, включая «хвосты» реверов и дилэя (довольно эффектный прием, несмотря на его простоту).

Если посмотреть на FX дорожку внимательно, например, в Cubase — на ней мы увидим надпись Volume, справа от которой вдоль всего трека будут тянуться серая ровная линия. Это она и есть — автоматизация громкости. Ее линия — пока не curve (кривая), а прямая. Ведь громкость дорожки еще постоянна. (Здесь и далее приводятся примеры для Cubase, но в других DAW действия похожи).

В нужном месте нашего трека — там, где предполагается «глухая» пауза — мы можем прямо мышью поставить на этой прямой линии ключевые точки и «нарисовать» между ними «яму» громкости эффекта. То же самое повторим на других FX треках. И тогда на этом отрезке звучание эффектов прекратится…

Чтобы все это попробовать, стоит накидать в DAW тестовый проект. Быстренько создать в нем простейшие партии нескольких инструментов, добавить какие попало FX дорожки ревера и дилэя и начать «рисовать» под всеми дорожками кривые громкостей.

При проигрывании созданной вами автоматизации на виртуальном пульте начнут резво ездить вверх-вниз фейдеры громкости. Ведь DAW все запоминает — так же, как и партии ваших инструментов. Это наглядно, красиво и побуждает учиться дальше 🙂

Попробуйте теперь автоматизировать панораму

Простой эффект, когда звук «переезжает» из одного уха в другое (скажем, из левого канала в правый) делается при помощи автоматизации на раз-два. Черновой его вариант можно нарулить прямо в пульте на нужном канале.

Включаете на канале красную кнопочку «W» (Write automation – «Записывать автоматизацию»). Запускаете воспроизведение нужного фрагмента трека. И смело крутите панораму выбранной дорожки влево-вправо.

DAW запишет ваши действия, и под дорожкой инструмента появится кривая автоматизации панорамы. Если для кривой громкости ее движение вниз-верх будет означать «тише-громче». То для кривой автоматизации панорамы оно будет означать «влево-вправо». Кстати, «посередине» для ориентации появится бледная разметочная линия.

 

Опять-таки мышью можно исправить кривую, выровнять по темпу и ритму. Затем следует выключить на дорожке красную кнопку «W» и оставить включенной зеленую кнопку «R» («Читать автоматизацию»). С этого момента DAW будет проигрывать трек с движением в нем панорамы — таким, каким вы его задумали.

Тоже очень наглядно, просто и ничуть не страшно. Если в выбранном для автоматизации панорамы фрагменте дорожки автоматизировать еще и громкость, то при классическом виде проекта обе кривые появятся ниже дорожки инструмента — одна над другой. Все понятно, ничего не запутано — редактируй сколько влезет. При желании можно спрятать кривые автоматизации и раскрывать их лишь при потребности в редактировании.

Что если автоматизация пишется сразу в несколько кривых (треков автоматизации)?

Допустим, вы хотите сделать классический эффект фильтра среза частоты. Например, сначала ваш инструмент начинает бубнить на низких и средних частотах, а потом постепенно «раскрывается» во всем частотном спектре.

С включенной кнопкой «W» начинаем крутить стоковый параметрический эквалайзер, и, о «ужас», — под дорожкой появляется сразу три кривых автоматизации. На самом деле — ничего страшного. Однако кривая — это gain — величина, на которую вы усиливаете или ослабляете уровень сигнала. Вторая кривая — собственно частота среза. А третья — кривая включения-выключения ручки (strip) эквалайзера, которая задействована в процессе.

Кривые, на которых ничего не происходит, можно спрятать. На каждой кривой есть обозначение, показывающее, кто это вообще у нас тут выступает. Это только на первый взгляд выглядит громоздко и хаотично. На деле в DAW все строго и хорошо организовано. Просто нужно привыкнуть к интерфейсу.

Автоматизация синтезаторов, эффектов и вообще всего на свете

Производители виртуальных синтезаторов, эффектов, сэмплеров обычно пытаются задействовать возможности автоматизации в DAW по максимуму. Ведь это естественный ответ на потребительский запрос музыкантов-пользователей софта.

Поэтому в известных платных и бесплатных синтезаторах многие или почти все ручки и/или фейдеры могут быть автоматизированы. Плагины как бы «подцепляются» к системе автоматизации DAW, и в треках (или субтреках — как кому нравится) автоматизации появляются кривые, отвечающие за ручки «внутри» плагинов.

То же касается плагинов эффектов. И если в них что-то не автоматизируется, то значит, производитель софта не предусмотрел такой возможности. Но такое нынче редкость.

В DAW возможно автоматизировать такие вещи, о которых новички в этом деле и не догадываются. Например, на FX треке дилея в секции sends может подмешиваться отдельный ревер (с отдельного трека) и другие плагины (в inserts), или и то, и другое. Они могут окрашивать повторения, производимые дилеем, эта окраска может меняться в реальном времени и, конечно, делает это при помощи автоматизации.

Продвинутые саунд-дизайнеры работают с FX треками столь же смело, как и с дорожками виртуальных инструментов, и порой выстраивают такие цепочки автоматизации, что это отдает неким благородным безумием.

Меж тем и они организованы вполне аккуратно, доступны для понимания, изучения и применения в личной практике. Другими словам, автоматизация в DAW создана не для того, чтобы мучить музыкантов-гуманитариев, а им в помощь. Просто требуется не спеша разобраться, начав с малого.

 Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/avtomatizaciia-v-cubase-reaper-i-drygih-daw-chto-eto-takoe-i-kak-ee-ne-boiatsia.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Гитарные аккорды

Гитарные аккорды являются основным элементом музыкального образования для любого гитариста, независимо от уровня его мастерства. Они представляют собой...

Регулировка грифа гитары

Для любого человека, который играет или планирует научиться играть на гитаре, важно научиться настраивать гитару. Но настройка гитары...

Протоколы передачи цифрового аудио

Технологии не стоят на месте, тем более цифровые. Со временем назрела необходимость передачи аудио сигналов между различным цифровым...

Что такое гитарные кабинеты и как выбрать

Когда вы слышите «гитарный кабинет», что приходит вам на ум? Если вы далеки от музыки, то, возможно, вы...

Как выбрать барабанные пластики

Любой ударник знает, что мембраны барабанов изготавливают из различных материалов. Неопытному ударнику может показаться, что лучшая мембрана может...

Эквалайзеры: кому и зачем?

Эквалайзер(от англ. equalize — «выравнивать», общее сокращение EQ), — устройство или компьютерная программа, которые позволяют воздействовать на определенную...

Топ-20 фильмов о музыкантах за последние пять лет

Если у вас есть кумир из мира музыки, то вы, наверняка, хорошо знакомы с его творчеством, возможно, даже...

Задержка Windows — как уменьшить при работе со звуком и музыкой

Кроме той задержки (latency), которую создают в цифровой музыкальной студии драйвер аудиокарты, музыкальное ПО (DAW), подключенные плагины и...

Метрономы: кому и зачем?

Переоценить значение темпа в музыке невозможно, именно он придает определенный характер и настроение музыкальному произведению. Умение чувствовать темп...

Частота звукозаписи — лучше побольше, сведение в наушниках — норм, и другие музыкальные мифы. Часть 1

Современная цифровая звукозапись имеет уже достаточно долгую историю, чтобы вздорных легенд и нелепых верований накопилось немало. Благодаря им...

Всё о народных музыкальных инструментах

Если вы думаете, что народные инструменты давно покрылись пылью, и на них играют лишь студенты музыкальных училищ да...

Барабанщик-левша: в чем особенности и как с эти жить?

Согласно различным исследованиям, левши составляют от 10 до 15% всего населения. Поэтому большинство вещей в мире приспособлено для...

Floyd Rose – изобретение, изменившее мир рок-музыки

Сегодня мы поговорим о Floyd Rose (второе название – whammy bar) – популярнейшей тремоло-системе, носящей имя своего изобретателя....

Ударная установка в квартире: что об этом нужно знать

Барабанщики – самые многострадальные музыканты: сложности с транспортировкой инструмента, с уровнем громкости во время занятий и репетиций при...

Наушники. Бюджетный выбор для обычных людей

Эту историю нам рассказал наш друг, музыкант Андрей “НеНой” Голубев.  Любое сходство с реальными событиями неслучайно. Первая любовь. Часть первая Мне было десять...

Как сделать сайдчейн, используя бесплатные VST плагины: обзор лучших

Сайдчейн и подобные ему эффекты в DAW чаще всего настраивают двумя путями: 1. С использованием компрессора, поддерживающего подключение...

Динамический микрофон для домашней студии — почему это умная идея

Когда строишь свою первую домашнюю студию, непременно засматриваешься на конденсаторные вокальные микрофоны. Ведь они такие «студийные» — красивые,...

Автоматизация в Cubase, Reaper и других DAW – что это такое, и как ее не бояться

Многие музыканты, начинающие работать с цифровыми аудио станциями, некоторое время избегают использовать автоматизацию, не желая погружаться в ее...

Цифровое пианино: все внимание на клавиатуру

  «Звучит как акустическое фортепиано» – это лучший комплимент, который можно сделать в адрес цифрового инструмента. Сегодня мы поговорим...

Лазеры: шоу начинается!

В настоящее время сложно кого-то удивить световыми шоу с использованием лазерных эффектов, они становятся всё популярнее во всем...