Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 4 мин. чтения

На чем играть думеру. Часть первая – Бас

Кто бы мог подумать, что ренессанс пост-панка в текущем десятилетии начнется с России, а ничего удивительного в этом нет: безграничная русская тоска взращенная на благодатной почве КИНО, отлично впитала в себя классиков Joy Division, The Cure, The Sisters of Mercy и дала крайне самобытные и нетривиальные плоды в лице новой волны русскоязычного пост-панка. Сруб, Молчат дома, Ploho, Культурная революция, Дурной вкус собирают миллионные просмотры в подборках Russian Doomer Music на YouTube.

Вследствие чего интерес к, казалось бы, уже забытому стилю, возродился не только у слушателей, но и у музыкантов. И если проблем с ответом на вопрос “как играть пост-панк” нет, то “на чем играть пост-панк” – тема темная, как гармонии британцев из Bauhaus.

Мы постараемся дать наш субъективный ответ на последний вопрос. Но не стоит рассматривать статью как свод догматов, это скорее концепция, на основе которой можно принимать свои собственные решения. В качестве примеров мы будем использовать разные ценовые сегменты и указывать на важные параметры при выборе.

Начнем с ведущего инструмента в этом стиле – бас-гитары.

Какую бас-гитару выбрать для пост-панка

В первую очередь, нужен инструмент, который подойдет для исполнения энергичных ритм-партий медиатором, поскольку большинство басовых линей в пост-панке играется именно таким способом. Закономерным решением будут вариации Precision Bass, так как расположение split-coil (звукосниматель из двух катушек разнесенных по плоскости) в так называемом положении sweet spot, обеспечивает высокую читаемость с акцентом на нижней середине, что отлично вписывается в концепцию агрессивной игры с сильной атакой медиатором. В свое время данный тип инструмента выбрали Саймон Гэллап (The Cure), Дэвид Джей (Bauhaus), Питер Хук (Joy Division, New Order) и многие другие.

Precision не является единственно возможным вариантом, но точно будет одним из самых логичных, именно поэтому в приоритете стоит рассмотреть именно его.

Вход в сообщество Precision бас-гитарного мира объективно доступный, при этом за счет крайне эффективной конструкции (спасибо, Лео Фендер) даже очень недорогие инструменты, могут иметь более чем приемлемое качество. С такого инструмента и хотелось бы начать.

Бас-гитара STAGG SBP-30 – крайне недорогой инструмент, обладающий всеми отличительными чертами, присущими Precision, включая характер звука. Конечно, насыщенности и детальности американского прототипа не будет, но само звучание четко передает концепцию, что в рамках бюджета дорогого стоит. Из недостатков можно отметить не самую качественную колковую механику, что характерно для большинства бюджетных инструментов и при игре медиатором вообще не является такой уж проблемой, то есть не мешает ей держать строй и достаточно высокий экшен.

Если хочется большей универсальности, добавить верхов и яркости атаки, можно рассмотреть достаточно популярный формат PJ, то есть сплит + сингл, такие инструменты со временем полюбил тот же Питер Хук.

SCHECTER MODEL-T 4 – каноничный представитель Precision с дизайном 51-ого и схемой PJ, рациональный выбор для продвинутых музыкантов. Более чем подходит для самой серьезной работы, вплоть до студийной. И не смотря на то, что бас позиционируется для игры в тяжелых стилях с пониженным строем, в стандарте он тоже звучит прекрасно, а глубокий, но при этом прорезающий звук, отлично впишется в напряженный микс, свойственный для некоторых пост-панк групп, которые хотят звучать более агрессивно, чем классики.


А что делать, если хочется именно классики и более винтажного тона? Можно рассмотреть инструмент с уменьшенной мензурой.

SCHECTER BANSHEE BASS обладает не только эффектным дизайном, но и приятной эргономикой. За счет уменьшенной до 30 дюймов мензуры (представьте, что вы поставили каподастр на втором ладу бас-гитары с мензурой 34 дюйма) натяжение струн мягче в сравнении с инструментами со стандартным грифом. Это также сказывается и на звуке: если нужен более вкрадчивый, но не лишенный читаемости тон, то выбор очевиден.

И продолжая тему маломензурных инструментов, хотелось бы упомянуть Bass VI, который также имеет мензуру в 30 дюймов. Это гибрид гитары и баса, то есть мы имеем стандартный басовый строй с добавлением первых двух струн, как у гитары, но на октаву ниже.
Bass VI прижился в пост-панке как у гитаристов, в частности Роберт Смит активно использовал его при записи Disintegration, так и у басистов, тот же Питер Хук – бывалый  пользователь Bass VI в период New Order.

Этот инструмент отлично подойдет для исполнения мелодичных лидирующих партий баса и в целом разнообразит аранжировку, хотя, как правило, Bass VI крайне редки и дороги, но есть нетривиальный выход из ситуации.

ARIA JET-B TONE. На самом деле, это 30-дюймовый баритон, но путем нехитрых манипуляций он превращается в самый доступный на рынке Bass VI. Теперь о том, что нужно для этого сделать. В первую очередь, следует заблокировать тремоло или добавить еще две дополнительные пружины и затянуть винты, плотно положив киль тремоло на деку.
Затем понадобится немного доработать верхний порожек под новый калибр струн.
С подбором струн также есть нюанс, сейчас без проблем можно приобрести только два набора D’Addario EXL156 и Ernie Ball 2837, если первые имеют калибр 24-84 и без проблем войдут в отверстия колков, то у Ernie Ball калибр 20-90, и чтобы установить шестую струну, колок под нее придется немного растачивать. После чего останется просто отстроить мензуру, высоту струн и Bass VI готов для новых свершений.

С инструментами мы немного разобрались, а что насчет бас-гитарной обработки? Для пост-панка это крайне значимая вещь, начнем обсуждать эффекты в порядке их важности для формирования саунда.

Какие эффекты выбрать для пост-панка

Хорус

Один из наиболее востребованных типов эффектов в пост-панке – это модуляция, в частности хорус. В случае бас-гитары, одним из главных параметров является работа с низом, поэтому эффект ни в коем случае не должен его обрезать. В качестве доступного и полностью отвечающего всем параметрам хоруса можно смело рекомендовать MOOER Ensemble Queen, референсом для данной педали, послужил легендарный Boss CE-2.

Реверберация

Пост-панк – один из немногих стилей где с бас-гитарой используется реверберация, причем активно и крайне разнообразно, в связи с чем эффект лучше всего выбирать максимально вариативный, как, например, TC ELECTRONIC HALL OF FAME 2 REVERB.

Компрессор

Следующими по значимости эффектами, являются эффекты динамической обработки, как то: компрессоры, лимитеры и энхансеры. Если говорить о конкретных моделях, то в бюджетном сегменте неплохо себя проявляет лимитер STAGG BX−BASS LIMIT, не смотря его на небольшой размер, результат получается вполне взрослый. Также можно рассмотреть отличный прибор от отечественного производителя YERASOV SCS BF-10B.

Овердрайв

Эффекты перегруза также нередко используются в пост-панк музыке с басом, но как правило применяются они не для формирования звука, а для придания ему оттенков, поэтому наличие ручки Blend (позволяющей подмешивать чистый звук к обработанному) для овердрайва крайне важный момент. Кроме того, эта функция позволяет не терять низкие частоты.
Неплохим вариантом для начала будет YERASOV SCS OD-10B. Палитра звуков у него крайне богата, а наличие самого нужного функционала позволяет вносить изменения в картину небольшими штрихами, деликатно добавляя нужных красок. 

Тюнер

Тюнер – вещь банальная, но далеко не лишняя в педалборде. Большинство современных моделей справляются с диапазоном баса без каких-либо проблем, но все равно проверьте, чтобы такой режим был, как в недорогом, но достаточно качественном STAGG BX-TUNER.

Мы собрали небольшую подборку эффектов, закономерно встает вопрос, чем это все питать, куда ставить и как соединять между собой.

Как собрать педалборд для пост-панка

Питание

В первую очередь, нужно отметить, что на качестве блока питания экономить не следует, берите приборы со стабилизированными выходами с гальванической изолированной развязкой, как YERASOV ENC-5B.

Патчи

Тоже не то, на чем следует экономить, ведь развалившийся в гнезде педали джек, может доставить крайне много неприятностей. Посоветовать можем достаточно долговечные и крепкие STAGG NPC010LR, но за надежность придется платить размером джеков.

Педалборд

Большой педалборд, скорее всего, вам не понадобится, в связи с тем, что эффектов не так много, но точные размеры борда само собой нужно подбирать под конкретный сетап, также хорошо, если он будет иметь кейс, как STAGG UPC-535.

Какой процессор выбрать для пост-панка

Если желания возиться со сборкой педалборда нет, всегда есть возможность обратиться к процессору, благо подавляющее большинство современных мультиэффектов отлично подойдут для пост-панка. Однако есть важный нюанс, о котором следует позаботится при выборе процессора, обязательно обращайте внимание на наличие плеера импульсов IR (Impulse Response) как у Zoom B2 FOUR.

Куда включать?

Если в случае процессора, вы можете получить готовый звук, просто подключив подходящие наушники, как, например AXELVOX HD271 (32 Ома позволят подключиться даже в смартфон, а закрытая конструкция отлично подходит для работы с НЧ). То в случае педалборда понадобится усилитель, для дома наиболее удобный формат – небольшой маломощный комбо, с характерным винтажным звуком, как, например VOX PATHFINDER 10B, также можно без проблем играть в аудиокарту через VST-плагины, такой вариант подойдет и для записи, но это уже совсем другая история, которую мы расскажем в следующей статье. 


Source: https://oaoo.ru/balalayka/na-chem-igrat-dymery-chast-pervaia-bas.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Виртуальные барабаны из сэмплов и палок: как делать партии ударных в DAW

К середине 20-х годов XXI века в музыкальном продакшне не осталось «неправильных» способов делать виртуальные партии барабанов. Все...

DAW: история создания и развития

В каждой современной студии звукозаписи, будь она домашней или профессиональной, должна быть DAW (Digital Audio Workstation) – цифровая...

Полезные девайсы звукорежиссера

Если вы работаете с живыми выступлениями, в студии звукозаписи или в домашней студии, то в какой-то момент вам...

Посадка гитариста: от классики до метала

Классическая посадка для всех?  Наверняка многие слышали про посадку классического гитариста, ведь про неё есть огромное количество фото,...

Работа звукорежиссера перед концертом

Звукорежиссер на концерте играет не менее важную роль, чем артисты на сцене. Именно от него будет зависеть то,...

Как выбрать хороший кабель и не ошибиться?

Выбор хорошего кабеля для гитариста – важное дело. При этом не следует руководствоваться не советами друзей и рекламой...

Как подключить MIDI-клавиатуру к устройству Android: пошаговое руководство

Как подключить MIDI-клавиатуру к устройству Android: пошаговое руководство Что бы не говорили любители старого доброго акустического звучания, новая...

Регулировка грифа гитары

Для любого человека, который играет или планирует научиться играть на гитаре, важно научиться настраивать гитару. Но настройка гитары...

8 битная музыка: как сделать в DAW с бесплатными плагинами

Сразу оговоримся, что речь не о том, как создать настоящий Chiptune — с программированием и косплейщицами. И не...

Звуковые карты для гитары — бывают ли такие, и нужны ли они вообще?

Мировой «гитаризм» — почти религия, в которой есть свои течения, а меж их адептами время от времени вспыхивают...

Профессиональные заболевания гитаристов

Ранее мы с вами говорили о мускулатуре барабанщиков и упражнениях на ее развитие. Возникает логичный вопрос: что по...

Один микрофон хорошо, а два – стереопара

Как вы уже догадались из названия, сегодня мы будем говорить о стереозаписи, а точнее об основных техниках стереозаписи....

История появления и развития электронных барабанов

Как электронные барабаны вошли в музыкальную индустрию? Когда это произошло и кого стоит благодарить за это чудо техники?...

Все о микшерных пультах

Микшерный пульт. Что это? Это устройство, основная задача которого – суммирование нескольких звуковых сигналов в один. Но современные...

Первые цифровые пианино

Цифровое пианино сегодня является распространенным инструментом, который используется и в студиях, и дома, и на сцене. Это клавишный...

Подбираем микрофоны для барабанной установки

Во времена активного развития и применения электронных и виртуальных инструментов запись акустических барабанов может показаться пережитком прошлого. Но...

Гитары Schecter: взлеты и падения бренда – что скрыто за официальной историей

Schecter сегодня — глобальная компания с производственными мощностями в Китае, Индонезии и США, с широкой линейкой электрогитар, о...

Звукосниматели. Интервью с Ильёй Фокиным

Сегодня мы анонсируем суперполезное видео для гитаристов. В студии POP-MUSIC Илья Фокин, производитель звукоснимателей Fokin Pickups, отвечает на...

Громкость, гейн и уровень в звукозаписи: понятный гайд для музыкантов (без формул)

Многое сбивает с толку в цифровом звуке. Например, в природе громкость (на самом деле не «громкость», но об...

Бесплатное продвижение музыки: ожидания и реальность

Хорошая новость: люди на планете никогда еще так много и интенсивно не слушали музыку. Согласно исследованию Международной федерации...