Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Delay – один из самых популярных гитарных эффектов

На сегодняшний день Delay является одним из самых популярных гитарных эффектов. Как правило, он имеется в арсенале каждого гитариста, иногда и в нескольких вариантах (моделях).

В переводе с английского, delay означает «задержка», что в полной мере описывает принцип его действия. Это эффект задержки звука, когда к исходному сигналу добавляется одна или несколько его копий, но задержанных во времени. Время задержки составляет не менее 50-60 мс.

Данный эффект позволяет создавать довольно интересное и необычное звучание гитары, а также подобрать различные параметры для идеального звука.

История

Появление дилея можно отнести к пятидесятым годам прошлого века, тогда эффект достигался смещением уменьшенных по громкости копий одной из дорожек на магнитной ленте. Затем началось производство ленточных эхо-машин, в которых магнитная лента прокручивалась по кругу, ее скорость регулировала время задержки, а степень намагничивания – громкость повторов. Данный принцип действия был реализован в ленточном дилее ECHOPLEX EP4. Подобные устройства имели очень большой вес и немалую стоимость.

Первыми, кто заменил магнитную ленту дискретной аналоговой линией задержки, были инженеры PHILIPS. Но настоящий прорыв в этой области осуществила компания PANASONIC, которая выпустила в продажу чипы MN3005, MN3007 и MN3205, позволившие сделать устройства с эффектом дилей более доступными и гораздо более компактными.

Эффект дилей быстро приобрел популярность среди музыкантов, и производители начали выпускать его в виде напольной педали и встраивать в различные процессоры эффектов. В настоящее время практически все крупные производители гитарных примочек имеют в своих модельных линейках гитарные педали delay.

Современные дилеи бывают аналоговые и цифровые. В цифровом варианте (digital delay) осуществляется цифровая обработка сигнала (АЦП-память-ЦАП), а в аналоговом (analog delay) – используются приборы с зарядовой связью (большое количество конденсаторов передают друг другу заряды под действием синхроимпульсов). Стоит отметить, что цифровые дилеи предоставляют больший диапазон времени задержки сигнала.

Если говорить о различиях в звуке, то в аналоговом дилее звук будет более «теплым и расплывчатым», в цифровом – чётким и «холодным». Аналоговый дилей – это теплое и естественное эхо придающее вашей музыке ни с чем не сравнимую атмосферу, за которую приходится расплачиваться клиппингом и clock noise (высокочастотным шумом, возникающим на больших значениях обратной связи дилея). Стоит упомянуть о модуляции в аналоговых дилеях, которая напоминает о первых пленочных устройствах и имитирует перепады скорости ленты, придающих некоторый шарм повторам дорожек.

Первые цифровые дилеи на основе схем аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований появились на рубеже 70-х и 80-х. Их технология обеспечивала минимальную потерю качества сигнала на повторах, поэтому звук был четким, читаемым, но при этом довольно холодным (по сравнению с аналоговыми). Наиболее успешной моделью дилея на основе данной технологии стала BOSS DD-2, избавившая пользователей от клиппинга и предоставив почти идеальные повторы. Со временем производители добавили в схемы частотные фильтры, имитируя старые аналоговые линии задержки. Появившиеся цифровые дилеи могли также похвастать заметно большим временем задержки.

Основные параметры

  • Delay Time – время задержки сигнала, т.е. промежуток времени между повторениями сигнала, выраженный в миллисекундах (мс). Данный параметр является очень важным, когда приходится регулировать время задержки, подстраиваясь под различные темпы. Время задержки – это основной фактор, определяющий то, какой эффект вы хотите получить: модуляционный тип (flanger, chorus) или более атмосферные echo и reverb. Большинство дилеев имеет функцию модуляции, представляющую собой вариацию осциллятора низкой частоты (LFO), который уменьшает или увеличивает время задержки в зависимости от осцилляции низкой частоты. Управление модуляцией позволяет получить звук falnger или chorus, сделать звук свистящим. Если же вы хотите, чтобы задержанный сигнал не отличался от входного, просто установите ручку модуляции в ноль.

  • Feedback (Repeat) – количество задержек сигнала (от одной до бесконечности). При выставленном в ноль регуляторе будет производиться только один повтор, что хорошо подходит для каскадов, гармоний и лупов, если же feedback выставить на максимум, то будет производиться бесконечное число повторов, воспринимаемых на слух как эхо, 5-6 повторов хороши для ревера и слэпбэка.

  • Level – громкость повторяемого сигнала по отношению к необработанному сигналу. При нулевом значении будет проходить только необработанный сигнал, никакого эффекта вы не услышите. При выставлении уровня эффекта на 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному.

 

Почти все дилеи имеют два раздельных выхода, позволяющие раздельно коммутировать обработанный и необработанный сигналы в различные места (разные каналы стереоусиителя, например, или в разные входы микшера, усилители и т.д.). Хотя чаще всего смешанный сигнал подается с одного выхода на вход усилителя.

Обычно в дилеях применяется активный байпасс, при выключении прибора, отключается только подача сигнала на чип, а вот выходящий сигнал продолжает свой путь, чтобы эффект не обрывался резко, а продолжал звучать.

Дополнительные парметры эффекта

  • Баланс (balance, mix) — соотношение исходного и задержанного сигналов.

  • Тип (type) — характеризует тип используемого дилэя:

  • slapback delay — короткая одиночная задержка без обратной связи длительностью до 120 мс.

  • echo — более длинная задержка с обратной связью.

  • multi tap delay — несколько последовательных задержек.

  • stereo delay — левый и правый каналы обрабатываются с разными параметрами обратной связи и времени задержки.

  • rhythmic delay — тоже, что и stereo delay, но параметры времени задержки каналов устанавливаются в строгой зависимости друг от друга.

  • ping pong delay — поочередное панорамирование задержанного сигнала в левый/правый канал.

  • reverse – воспроизведение записанного в буфер сигнала в обратном порядке (в цифровых эффектах).

  • dynamic delay — уровень задержанного сигнала в зависимости от уровня входного (задержанные фразы звучат тише и не мешают новым фразам).

  • modulated delay — задержанный сигнал обрабатывается другими эффектами (хорус, флэнжер и пр.)

Органы управления

Основные:

  • Time,Tempo, Rate -время задержки;

  • Mix, Balance, Blend — громкость повторов;

  • Feedback,Regen, Repeat — количество повторов.

Дополнительные:

  • Tone — тембр окраски обработанного сигнала, от яркого к темному;

  • Level — громкость чистого сигнала;

  • Mod Depth — глубина модуляции на повторах;

  • Type  – выбор типа используемого дилея.

Выбор

При выборе делея обращайте внимание на следующие характеристики.

  1. Функционал: наличие 3 основных ручек (время задержки, обратная связь, громкость хвостов) и инструментальных выхода и входа, а также дополнительные регуляторы для более точной настройки эффекта.

  2. Эргономика: размер, вес, расположение входов/выходов, доступ к регуляторам, питание, удобство при использовании.

  3. Звук: очень субъективный параметр, обязательно прослушайте эффект перед его покупкой.

  4. Соотношение цена-качество.

Некоторые начинающие гитаристы думают, что дилей – это всего лишь эффект эха, но они просто не знают на что способен этот эффект. Многофункциональный цифровой дилей с точными регулировками, комплексной цепью модуляции и понятными управлением может производить целый диапазон звуков. Так что возможности этого, простого на первый взгляд, эффекта поистине очень широки, стоит о них узнать, попробовать и начать экспериментировать со звуком. У вас обязательно это получится, пробуйте!


Source: https://oaoo.ru/balalayka/delay-odin-iz-samyh-popyliarnyh-gitarnyh-effektov.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Бинауральное аудио

Бинауральное аудио – что это: технология будущего, психоакустический эффект, пунктик аудиофилов или просто реалистичное звучание? В двух словах,...

Как выбрать барабанные пластики

Любой ударник знает, что мембраны барабанов изготавливают из различных материалов. Неопытному ударнику может показаться, что лучшая мембрана может...

Добавь баса: управление звуком бас-гитары

Опытные басисты знают всё о своей, и не только своей, гитаре: как управлять ее звучанием, что подкрутить, чтобы...

Как найти свой стиль вокала?

Вы решили стать певцом или певицей? Отлично! Надеемся, что это не беспочвенное желание и вы обладаете подходящими вокальными...

Эквалайзеры: кому и зачем?

Эквалайзер(от англ. equalize — «выравнивать», общее сокращение EQ), — устройство или компьютерная программа, которые позволяют воздействовать на определенную...

Питаем свой голос правильно: меню вокалиста

Если вы являетесь профессиональным певцом или вокалистом-любителем, то знаете, что главный ваш рабочий инструмент – это ваш голос....

Сатурация в музыке: зачем нужны tape machine VST и магнитофонный вайб?

Virtual tape machines, они же эмуляторы ленточных магнитофонов широко применяются в сведении и мастеринге современной музыки. Что за...

Профессиональные заболевания гитаристов

Ранее мы с вами говорили о мускулатуре барабанщиков и упражнениях на ее развитие. Возникает логичный вопрос: что по...

Струны для электрогитары: как выбрать с умом под свой стиль и жанр

Внимание, внимание, говорит здравый смысл. Большинство досужих споров о звучании гитарных струн откровенно антинаучны и не имеют никакого...

История караоке

История караоке Индустрия развлечений в XXI веке является очень прибыльной сферой бизнеса, охватывающей огромное количества людей с самыми...

Расположение микрофона при записи вокала

При записи вокала важно правильно расположить микрофон не только по отношению к интерьеру помещения, но и относительно вокалиста,...

Бесплатные VST симуляторы гитарных усилителей: обзор лучших

На дворе середина 20-х годов XXI века, а нам все еще не верится, что виртуальные плагины способны моделировать...

Виды гитарных переборов

В мире музыки гитарные переборы представляют собой уникальное и многообразное искусство, которое дарит музыкантам возможность выразить свои эмоции...

В каком порядке применять плагины при микшировании?

Если у вас пока недостаточно опыта в работе со звуком, то перед вами обязательно встанет вопрос: «Каков правильный...

Эффект обратной реверберации

О том, что такое реверберация, какой она бывает и как достигается, мы писали ранее. Сегодня поговорим об эффекте...

Трансляционные усилители мощности

Трансляционные усилители — это технические устройства, которые используются для передачи аналоговых или цифровых сигналов на большие расстояния без...

Виртуальные барабаны из сэмплов и палок: как делать партии ударных в DAW

К середине 20-х годов XXI века в музыкальном продакшне не осталось «неправильных» способов делать виртуальные партии барабанов. Все...

Мелодика или пианика: недетский инструмент

Слышали вы когда-либо о таком инструменте как мелодика или пианика? Это два разных названия одного инструмента – мелодической...

Чем бы «звезда» не тешилась: хобби известных музыкантов

Все мы люди. Вот и музыкальным кумирам не чужды различные увлечения, которые помогают им не сойти с ума...

Новогоднее караоке: интересные факты об известных хитах

Какие песни ассоциируются у вас с Новым годом и навевают соответствующее настроение? Наверняка, многие вспомнят одни и те...