Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 5 мин. чтения

Варган – магический инструмент шамана

Варган – довольно неоднозначный инструмент. Кто-то даже не слышал о нем, но кто слышал точно не остался равнодушным к этим завораживающим, а иногда пугающим и мистическим звукам. Не зря варган ассоциируется с северными шаманами и погружением в особое состояние сознания, ведь многие замечают, что игра на варгане помогает расслабиться, отключиться от суеты и войти состояние легкого транса. Варган, как никакой другой инструмент, отлично подходит для импровизации особого выражения чувств через звуки.

Варган представляет собой простой самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Металлический язычок, закрепленный одним концом на металлическом каркасе, может свободно двигаться. Ударяя пальцами по язычку, вы создаете вибрации, которые передаются в ротовую полость, служащую резонатором: изменяя ее контур, можно добиться различного тембрального окраса звучания инструмента. Каркас, к которому крепится язычок, предназначен для фиксации инструмента перед зубами играющего пальцами другой руки. Варган нужно плотно прижать к передним зубам, но между зубами должен остаться промежуток, позволяющий свободно проходить язычку инструмента.

Если говорить о технике исполнения на варгане, то для извлечения звука применяются губные, языковые, глоточные и гортанные способы с использованием дыхательных путей, легких и диафрагмы. Определенной и «настоящей» технике игры на варгане научить невозможно, в процессе регулярных тренировок исполнитель сам придет к ней. Обучение игре происходит интуитивно и основано на экспериментах с различными положениями языка, гортани и дыхательными приёмами.

Варган может помочь вам лучше узнать возможности собственного тела при помощи звуковых волн и вибраций. Кстати, научно доказанным является тот факт, что регулярная игра на варгане способствует нормализации кровообращения и улучшению работы всех внутренних органов человека. Варган, можно отнести к инструментам самогипноза, так как после игры на нем улучшается общее психическое состояние музыканта.

Научиться играть на варгане довольно просто и доступно каждому, кто усидчив и имеет чувство ритма.

Варган и подобные ему инструменты существуют у всех народов мира и имеют свои названия. Например, во Вьетнаме это Дан Мои, на Алтае – Комус, в Австрии – Маультроммель, в Индии – Мурчунг в Индии, в Китае – Коу Ксиаг. Однозначно назвать родину варгана сложно, но повсеместно он использовался как ритуальный инструмент. Сегодня варган набирает популярность, как и интерес к этнической культуре.

Виды варгана

Варган состоит из рамы и язычка. Рама состоит из дек, которые прижимаются к зубам, и кольца, к которому крепится язычок. Основание язычка крепится к кольцу, а подвижная часть определяет звучание инструмента. Конструкция варгана может быть цельной, когда язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной, когда язычок прикрепляется к основе. По форме варганы можно разделить на дугообразные и пластинчатые.

Дугообразные варганы изготавливают методом ковки из металлического прута, к которому прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.

Пластинчатые варганы представляют собой цельную пластину с прорезью и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты обычно изготавливают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

В связи с широким распространением варгана по всему миру, можно выделить множество его разновидностей, присущих определенному народу или географическому положению. Рассмотрим лишь некоторые из них.  

  •   Якутский хомус – такой варган традиционно изготавливают из кованой стали, он отличается увеличенным язычком, и как следствие громким и продолжительным звучанием с тембральным окрасом, напоминающим треск.

  •  Алтайский комус – небольшой инструмент с легким язычком и овальной петлей рамки.

  • Немецкий маультроммель – большой варган с низким и мощным звучанием.

  • Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый варган, который прижимается не к зубам, а к губам. Обладает мягким, долгим и высоким звуком.

  • Непальская мурчунга имеет удлиненный в обратную сторону язычок, что обеспечивает ему неповторимое и удивительное звучание.

Можно отметить и факт существования двух- и трехязычковых, электронных многоканальных и других варганов, которые появились на свет благодаря стремлению музыкантов усовершенствовать свой инструмент.

Характеристики варгана

Варган можно оценить по его потенциалу, то есть совокупности характеристик, которые могут влиять на его звучание. Среди них: ширина диапазона обертонов, протяжность звучания, громкость, сила вибраций во время игры, удобство для удержания и постановки на зубы. Варган с большим потенциалом способен подарить яркое и насыщенное звучание, а также комфорт и приятные ощущения во время исполнения.

1. Размер

Тут всё просто: варганы бывают маленькие и большие. Первые больше подойдут музыкантам с небольшими ртом и кистями рук (например, женщинам), имеют более высокий и менее протяжный звук. Крупные инструменты имеют более низкий и длительный звук, на них удобно играть людям с крупными руками и губами.

2. Жёсткость язычка

Жесткость язычка варгана влияет на высоту тона и на четкость звука. Стоит также отметить, что мягкий язычок меньше «отдается» в зубах и голове, тогда как вибрации от жесткого язычка для неподготовленного человека могут показаться уж очень сильными и неприятными. Мягким язычком варгана легко управлять, а звук получается низкий, плавный, негромкий, что хорошо подойдет для неторопливых мелодий, релаксации и медитации. Варганы с более жестким язычком подарят яркий и четкий звук, они отлично звучат при исполнении ритмичных мелодий.

3. Длина язычка

Длинный язычок позволяет издавать протяжные звуки со множеством низких обертонов, что отлично подходит для исполнения медленных мелодий и медитаций. В то же время это негативно сказывается при игре в быстром темпе, когда варган может потерять управляемость и «захлебнуться». Для такой игры лучше предпочесть варган с коротким язычком, имеющий больше высоких обертонов и позволяющий звучать инструменту весело и звонко.

4. Размеры колена и кольца.

Большое колено варгана, также как и длинный язычок, подойдет для медленной игры, обеспечивая преобладание низких обертонов. Новичкам можно посоветовать выбирать варган с большим кольцом на язычке, так как он более удобен и позволяет отрабатывает точность и технику игры. Слишком короткое колено может быть не совсем удобно в игре, когда задевая рукой за щеку, трудно попасть по кольцу, но короткое колено звучит лучше при игре в быстром темпе. Можно встретить очень малое кольцо у варгана или даже его отсутствие, что делает звук более высоким, но в плане техники игры такой варан не всем удобен и требует особой техники.

5. Материал

Материал варгана оказывает влияние на ощущения при игре и тембр инструмента. Варган может быть изготовлен из металла (стали, латуни, меди), дерева, камня, кости, оргстекла и т.д. Деревянные варганы звучат мягче и глуше, чем металлические, приятны в использовании, меньше «отдают» в зубы.

Сталь подарит вам яркий, четкий и громкий звук, обогащенный высокими обертонами. Стоит заметить, что более яркий и богатый звук имеют кованые варганы, но они дают большую вибрацию, чем пластинчатые гнутые. Сталь подвержена коррозии, поэтому лучше выбрать стальной варган со специальным черным покрытием.

Медный варган звучит более мягко, нежно и тише, к тому же они приятнее в использовании по тактильным ощущениям.

6. Звук

Варган имеет специфическое звучание, складывающееся из вибраций язычка, корпуса, ротовой полости. Звуковой спектр варгана представляет собой набор обертонов, получаемый путем изменения объёма полости рта, и положения языка. Таким образом, звук варгана во многом определяется артикуляционными способностями исполнителя.

По высоте звука варганы можно разделить на следующие виды:    

  • очень низкий (супербас)

  • средний низкий

  • средний

  • низкая середина

  • высокая середина

  • высокий

  • очень высокий.

Высокие варганы способны выдавать ясные ноты и позволяют легко играть мелодии.

«Средние» варганы более универсальны, они подходят для   исполнения ритмичных рисунков.

Низкие варганы идеально подходят для ритмов и медитаций, задают темповый настрой музыки, фон.

7. Тоновый диапазон

Под тоновым диапазоном подразумевается самый низкий и самый высокий тона, которые может выдать варган. Данный диапазон зависит от конструкции варгана: длины и размеров язычка, геометрии дек, качества рамы. Обычно варганы с большим и жестким язычком имеет более высокий тоновый диапазон, чем варганы с коротким и мягким язычком.

Как вы уже, наверное, поняли, существует множество вариантов данного инструментов. Растеряться и потеряться в этом выборе довольно легко. Изучите вышеизложенные характеристики, определитесь с целью покупки. Что вы хотите исполнять, чего хотите достичь, какого эффекта ждете? Изучите вышеизложенные характеристики, определитесь с целью покупки и действуйте.

Если вы только собираетесь освоить этот загадочный инструмент и не можете утверждать, что продолжите это занятие, то лучше остановить свой выбор на алтайском комузе. Если вы его уже переросли или хочется каких-то более оригинальных звуков, то можете попробовать белорусскую дрымбу, татарский кубыз или вьетнамский классический варгана.

Если у вас возникло желание играть на варгане, обязательно следуйте ему. Этот необычный и загадочный инструмент никого не оставляет равнодушным. Успехов в творчестве!


Source: https://oaoo.ru/balalayka/vargan-magicheskii-instryment-shamana.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Гитарные слайды: скользим по нотам

Сегодня мы поговорим о слайд-гитарах, о том, что такое слайд, как его выбрать или изготовить самостоятельно. Особенно эта...

Моделирующие VST плагины для гитары и IR импульсы: что это такое и как использовать?

История IR импульсов в цифровой звукозаписи, по всей видимости, началась с компании Sony. В 1999 году она представила...

Уровень шума: что это и как его понизить

Звукозапись – это не только сам процесс записи музыки или вокала, но и долгая последующая обработка записанного материала....

Когда оборудование бьёт током

При контакте с электрическим оборудованием, находящимся под напряжением, существует опасность поражения электрическим током. Мало того, что это может...

Формы и стили корпуса электрогитар

При выборе электрогитары на что вы обращаете внимание в первую очередь? Производитель, цена, звукосниматели, цвет, форма корпуса, звук?...

Как писать музыку без повторов, чтобы звучало свежо

В 2023 году на мировые музыкальные платформы было загружено около 184 миллионов новых музыкальных треков. К сожалению, исследований...

Кабинетное корпусное цифровое фортепиано

Вы решили купить домой настоящее пианино, но размышляете о том, что же выбрать: акустический инструмент, который отдают задаром,...

Питаем свой голос правильно: меню вокалиста

Если вы являетесь профессиональным певцом или вокалистом-любителем, то знаете, что главный ваш рабочий инструмент – это ваш голос....

Как и где хранить гитару?

Если вы любите ваш инструмент и дорожите им, стоит задуматься об условиях его хранения. Хотите, чтобы ваша гитара...

Меняем струны на классической гитаре: руководство к действию

Каждый гитарист знает, что качественный звук и ваш комфорт при игре зависят не только от мастерства, но и...

20 советов начинающему диджею

Если вы уже кое-что умеете в деле диджеинга, горите этим делом, хотите поднять свое мастерство на новый уровень,...

Как правильно выбрать сустейн-педаль для клавишных

Вы сомневаетесь, стоит ли покупать сустейн-педаль для клавишного инструмента? Не знаете какую модель выбрать из всего многообразия на музыкальном рынке?...

Чехол? Или кейс? А может без? Как выбрать и не пожалеть

Чехол? Или кейс? А может без? Как выбрать и не пожалеть Когда заходит речь о гитарных аксессуарах первой...

Виды гитарных переборов

В мире музыки гитарные переборы представляют собой уникальное и многообразное искусство, которое дарит музыкантам возможность выразить свои эмоции...

На чем играть думеру. Часть первая – Бас

Кто бы мог подумать, что ренессанс пост-панка в текущем десятилетии начнется с России, а ничего удивительного в этом...

Протокол Dante. Для чайников

Что такое протокол Dante? Как используется и где применяется? В чем его плюсы относительно аналогового подключения «косой» обсудим...

Сценические мониторы: организация “живого” звука

Организация концертов живой музыки становится всё более сложной задачей, что связано с развитием и постоянным усовершенствованием технологий живого...

Бесплатные сэмплы — где брать хорошие, не нарушая ничьих прав

Потеря времени, бездна потерянного времени — вот что ожидает музыкантов, когда они начинают искать легальные, функциональные и хорошо...

Выбор гитарного процессора

Каждый гитарист, которого нельзя совсем уж новичком называть, уже имеет в своем распоряжении как минимум 1-2 педали эффектов...

Как сводить треки эквалайзерами — прямо в процессе аранжировки

Хорошее сведение начинается с аранжировки. Эта простая мудрость в конце концов доходит до большинства музыкальных продюсеров, композиторов, инди-музыкантов....