Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Как выбрать струны для Drop C, Drop B и любого другого нестандартного строя

Научные эксперименты показали, что главное свойство гитарных струн, которое точно-точно влияет на звук и строй — это их толщина или «калибр».

Когда мы используем нестандартный строй, нормальное натяжение струн меняется. Толщина, выбранная производителем для обычного гитарного строя EBGDAE (Ми-Си-Соль-Ре-Ля-Ми) и усредненной мензуры, оказывается недостаточной для пониженной настройки или избыточной для некоторых других видов нестандартного строя.

Кстати, повышение строя всего на тон увеличивает нагрузку на бридж и сами струны примерно на 26% даже у классической гитары с нейлоновыми струнами. Для стальных струн увеличение может быть больше.

Результат вольного изменения настройки, характерный особенно для всевозможных «Drop…» таков: гитара плоховато строит, и чем выше по грифу берутся аккорды — тем хуже. Отсюда вопросы: «как подобрать струны для Drop C, Drop A, Drop B и так далее, но не методом тыка?»

Ситуация для музыкантов осложнена тем, что сами производители часто не указывают величину натяжения струн или указывают, но в неполных единицах, или указывают, но путают наименования единиц, или приводят традиционные национальные единицы. Короче говоря, гитаристы блуждают в математических потемках.

Поэтому мы приготовили для вас универсальное решение по подбору струн, суть которого можно записать на бумаге и сохранить в доступе, даже если наступит Апокалипсис и Интернет исчезнет на долгие века. Сначала расскажем о варианте для, тех, кто хочет понимать, что делает. А затем — о способе для ленивых и нелюбопытных.

С первым все будет не очень понятно и «сложна-а-а-а!», если не вникать. Но зато в конце статьи мы дадим ссылочку на сервис, который… Но об этом позже.

 

Мензура и натяжение. Единицы измерения натяжения струн

На натяжение (его величину на упаковке струн указывают немногие производители) влияют четыре параметра струны: ее тон (нота, которая может быть определена в Герцах — количестве колебаний в секунду); толщина (указывают все производители); масса струны (никто не указывает); и длина мензуры (зависит от вашей электрогитары).

Чем длиннее мензура — тем выше натяжение струн. И это верно при том, что они имеют одинаковую толщину (и массу) и настроены в одинаковом строе.

На рынке больше всего инструментов с несколькими вариантами мензуры. Например, у Fender Mustang и подобных ему гитар она самая маленькая — 24 дюйма. У гитар Gibson — 24,75 дюйма, у PRS — 25 дюймов, у Fender Stratocaster и Telecaster, а также подобных им инструментов — 25,5 дюйма.

В российской традиции принято рассчитывать натяжение струн в метрической системе мер как отношение килограммов (массы струны) к длине по мензуре в сантиметрах или метрах. Но отечественные производители нечасто указывают величину натяжения. Или указывают, но неполно. Скажем, «Мозеръ» пишет для первой струны что-то вроде «7,6 кг», а дальше догадайтесь сами. Килограммов к чему? Неизвестно.

Тем же грешат западные производители. Из широко известных брендов натяжение струн указывает D’Addario. И делает это в фунтах — единицах массы (lbs — сокращенное множественное число от lb, фунт массы).

Но вообще-то имеется ввиду отношение фунтов к дюймам — lb/in. И это можно понять, только закопавшись в руководство от производителя, которое не сразу и найдешь. Да и в нем он, как ни странно, просторечно путает понятия массы и веса.

В общем, струнные фабрики «забывают» упоминать метры (сантиметры) и дюймы, порой называют массу «весом» (weight, а не mass, что сбивает с толку русскоязычного человека), и все это вносит путаницу при понимании расчета натяжения струны. Но на самом деле он делается по не слишком сложной формуле, в которую нужно просто подставлять правильные значения и решать получившиеся уравнения.

 

Заветная формула

И в русском, и в английском языках понятия «масса» и «вес» постоянно путают. Давайте определимся с этим: вес комплекта струн и любого другого предмета зависит от силы притяжения. На Луне комплект струн будет весить примерно в 6 раз меньше, чем на Земле, то есть давить на руку, в которой вы его держите, в 6 раз слабее. Грубо говоря, «вес» — это «сила», и ее принято измерять в ньютонах.

Масса комплекта струн одинакова, что на Луне, что на Земле. Соответственно и натяжение струн будет одинаковым и там, и там, и в окрестностях Альфы Центавра.

Производитель струн D’Addario в своем руководстве
по расчету говорит о «весе» струны — эта та самая языковая чехарда. На самом деле речь идет о массе (в фунтах) по отношению к длине струны между бриджем и порожком на «голове» грифа (мензуре) в дюймах — lb/in («фунт на дюйм»).

В формуле буква T означает величину натяжения, буквы UW («вес» струны) — на самом деле означают ее массу. Буква L означает длину мензуры в дюймах. Буква F — частоту (frequency) колебания струны в Герцах. Вот как выглядит сама формула:

T (Tension) = (UW x (2 x L x F)2) / 386,4

T (натяжение) исчисляется в lb/in, но дюймы производители не указывают, а сокращают просто до фунтов — lbs. Чтобы конвертировать эту единицу в единицы силы (ньютоны), нужно умножить результат на 4,45.

Обычно в распоряжении гитариста есть данные о длине мензуры у гитары (L), ноте, на которую нужно настроить струну (F) и величина натяжения струны (lbs) при обычном строе. Узнать же по формуле он может массу струны. Хотя нужно узнать вообще-то толщину.

Выходит, формула нам ничего не дает? Дает — в случае, если мы имеет дело с производителем D’Addario. Ведь он публикует в Сети таблицы соответствия натяжения, массы и толщины струн из производимых комплектов (по ссылке, приведенной выше).

Кстати, в руководстве мы можем узнать, что производитель всегда и все рассчитывает, исходя из длины мензуры 25,5 дюйма («фендеровской»). «А почему?», — хочется спросить. Ну, это вынужденная приблизительность, иначе каждая фабрика должна была бы выпускать слишком много комплектов под все распространенные длины мензур, а это в реальном, а не математическом мире невыгодно.

Для этой усредненной мензуры производитель приводит таблицы, в которых можно накопать массу каждой струны из наиболее распространенных комплектов струн D’Addario, а также величину ее натяжения. Их можно сопоставить с толщиной струн. Частоты всех нот в темперированном звукоряде известны — их несложно найти.

По сути, формула нужна нам вот для чего: понижаем мы, например, шестую струну с Ми до До (как это принято для строя Drop C). Перед этим, мы можем на примере струн D’Addario узнать, каково среднее натяжение шестой струны при нормальном строе.

И нам нужно, чтобы натяжение (Tension) осталось примерно таким же при том, что шестая у нас будет настроена на До (С). Для этого нам следует выбрать более толстую струну из доступных комплектов, которая для До и будет иметь такое натяжение.

Подставляем в формулу вместо T требуемое натяжение (величину у шестой струны мы вычитали на пачке струн от той же D’Addariop), вместо L — мензуру 25,5 дюймов, вместо F – частоту басовой ноты До (С) в Герцах. У нас остается одно неизвестное UW — масса струны.

Значение этой переменной мы можем узнать, решив получившееся из нашей формулы уравнение. Затем мы пойдем (по той же ссылке выше) на сайт D’Addario и в таблицах найдем такую шестую струну, чья масса соответствует полученному нами UW. А этой массе будет соответствовать определенная толщина вполне определенной струны от производителя. Ура, наконец понятно, какую именно использовать для Drop C.

То же самое следует повторить для всех понижаемых или повышаемых струн в нестандартном гитарном строе. Но, что-то подсказывает, что ничего этого делать нормальный гитарист конечно же не будет. Придется ему искать вариант для ленивых.

 

Вариант для ленивых

Среди музыкантов встречаются программисты и наоборот. Один из них, некий Аарон Абрамс сжалился над гуманитариями и создал в Интернете бесплатный сервис-калькулятор натяжения
струн, который работает в том числе и на русском языке.

Он построен на той же самой формуле, которую мы рассматривали выше, и спецификации струн D’Addario XL Nickel Electric Guitar Strings. Второй доступный вариант спецификации струн — от калифорнийской компании Kalium (США).

С этим сервисом уравнения решать не надо. Во-первых, нужно запомнить (или записать) значение стандартного натяжения для той струны, строй которой вы собрались менять. Затем следует подставить в ячейку интерактивной таблицы ноту желаемой настройки — и калькулятор автоматически рассчитает частоту в Герцах и величину нового натяжения стандартной струны для нового тона.

Она нам, конечно же, не подойдет. Значит, во-вторых, нам нужно начать увеличивать в таблице толщину струны, и наблюдать, как в поле «натяжение» меняется значение — до тех пор, пока оно не станет близким к записанному ранее стандартному.

Ура — мы получили примерную толщину струны для той ноты, которую мы настроили на гитаре! И теперь можем покопаться в предлагаемых производителями вариантах комплектов струн, чтобы из двух-трех составить один сет для используемого нестандартного строя.

Аарон Абрамс настолько добр, что позволяет менять в таблице и мензуру, поэтому натяжение и толщину струны можно подобрать более точно не только для «фендеро»-подобных гитар. Мало того, сервис делает расчеты и для семи- и для восьмиструнных инструментов.

Однако следует помнить — рассчитать толщину струны, которая идеально подходит при такой мензуре, таком-то строе и такой-то массе струны при желании возможно. Но столь же точно подобрать толщину струны — нет. Ведь выпускаемые мировыми фабриками струны имеют все-таки не бесконечные модельные ряды.

С толщиной струн и нестандартным строем нас всегда будет сопровождать некая приблизительность. Однако неплохого результата можно добиться и с тем, что есть на руках в реальной жизни, а не в прекрасном мире математики.

Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/kak-vybrat-stryny-dlia-drop-c-drop-b-i-lubogo-drygogo-nestandartnogo-stroia.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Меняем струны на классической гитаре: руководство к действию

Каждый гитарист знает, что качественный звук и ваш комфорт при игре зависят не только от мастерства, но и...

Сведение и мастеринг: типичные ошибки при подготовке микса к финальной обработке

Работа студий мастеринга и частных специалистов чаще всего потоковая. К 2024 году количество треков, публикуемых на музыкальных стриминговых...

Всё о гитарных колках

В данной статье мы поговорим о гитарных колках или, что более правильно, колковой механике.  Даже если вы пока...

Резонаторные гитары

Слышали ли вы о резонаторных гитарах? Это довольно редкие музыкальные инструменты, которые не встретишь в каждом музыкальном магазине....

АСМР-контент – новая медитация

Автономная сенсорная меридианная реакция, или АСМР, — это физическое, приятное ощущение покалывания в задней части головы и шеи,...

Что такое звукоизоляция и звукопоглощение?

Звукоизоляция и звукопоглощение – это оно и то же? Если нет, то в чем разница? Очевидно, что оба...

Eikon: наушники, звуковые карты, микрофоны и мониторы от PROEL — что за звери?

Бюджетные музыкальные приборы под брендом Eikon появились в США, Европе, России и других странах сравнительно недавно — несколько...

Струны для укулеле

Укулеле – гавайская гитара, которая выглядит как гитара, звучит как гитара и имеет струны, как гитара. Но это...

Виды электрогитар: какая подойдет для всех жанров?

Само собой, нам всем хочется иметь гитарную стойку этак на десять-двенадцать мест. И чтоб на ней стояло каждой...

Как писать музыкальные треки на слабом компьютере. Часть 2-я

В прошлый раз мы познакомились с основными уловками, позволяющими заставить слабый комп ворочать в DAW довольно нагруженные треки....

Королева оркестра – скрипка

Сложно встретить человека, который никогда не слышал скрипки или хотя бы о скрипке. И это неудивительно, ведь ее...

DAW: история создания и развития

В каждой современной студии звукозаписи, будь она домашней или профессиональной, должна быть DAW (Digital Audio Workstation) – цифровая...

Звуковые карты для гитары — бывают ли такие, и нужны ли они вообще?

Мировой «гитаризм» — почти религия, в которой есть свои течения, а меж их адептами время от времени вспыхивают...

Самые странные гитары XXI века: для тех, кто знает толк в извращениях

Электрогитара – обычный инструмент с немного отличающимися характеристиками? Забудьте! Сегодня мы вам покажем самые необычные, но вполне «играбельные»...

Директ-боксы (ди-боксы): зачем нужны и как использовать

Сегодня мы поговорим о незаменимом для звукорежиссеров и музыкантов устройстве – директ-боксе (ди-бокс или DI-BOX). Оно помогает избежать...

Сколько платят за прослушивание музыки? Нужен ли лейбл? Экономика инди-музыканта

Средний доход за один стрим (прослушивание) вашего трека в России и странах СНГ составит примерно 2,9-3,7 копейки. Международные...

Один микрофон хорошо, а два – стереопара

Как вы уже догадались из названия, сегодня мы будем говорить о стереозаписи, а точнее об основных техниках стереозаписи....

Перкуссия – искусство ритма

  Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «перкуссия»? Если вы врач или студент-медик, то, несомненно,...

Студийные микрофоны. Выбор и особенности использования

Что такое «студийный» микрофон? Все очень просто. Это микрофон, который используется в студии. Он может быть динамическим, конденсаторным...

Виды гитарных переборов

В мире музыки гитарные переборы представляют собой уникальное и многообразное искусство, которое дарит музыкантам возможность выразить свои эмоции...