Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Лееринг в музыке — что это такое, и зачем его использовать?

Если говорить совсем просто, то Layering (англ. «наслоение») — это когда в аранжировке несколько инструментов играют одну или несколько партий в унисон (одинаковые ноты) и/или в октаву, включая условные унисоны ударных. Хотя в современном производстве популярной музыки дело несколько сложнее, и об этом мы поговорим ниже.

Игра или пение в унисон — древний, почтенный и эффектный прием. Он возник еще в народной музыке, активно применялся в Европе в дохристианской священной музыкальной традиции, а затем — в церковном пении. Например, в григорианских хоралах.

Назначение унисона — сделать звучание музыкальной партии глубоким, мощным, вызывающим эмоции у слушателя. И на рубеже XVIII-XIX веков одним из отцов «лееринга» в классической музыке стал Бетховен, чьи нотные партитуры диктовали определенный состав оркестра, который позже стали называть «бетховенским» или «малым симфоническим».

Вспомните знаменитое начало 5-й симфонии — струнное «та-та-та-тааам!» Это он и есть — старый добрый «лееринг».

Оркестровая музыка эпохи романтизма (примерно в 1820-1910 гг.) практически повсеместно использовала унисоны и октавные линии. Любопытно, что в сегодняшней киномузыке и особенно музыке для кинотрейлеров унисон, в котором звучит одна мощная нота, сыгранная синтезаторами и несколькими медными духовыми инструментами, чей звук обработан дисторшном и сильно компрессирован, принято называть «Braam» или «Braams».

С одной стороны, это звукоподражательное название, а с другой — юмористическая отсылка к имени композитора периода романтизма Иоганнеса Брамса. В некоторых своих произведения в кульминационные моменты тот использовал мощный, акцентированный оркестровый унисон плюс октавные интервалы.

Но несомненным чемпионом среди романтиков в «лееринге» был Рихард Вагнер. Его состав оркестра был поистине огромным. Он мог использовать по четыре тубы, по шесть арф, расширил состав струнной группы, ввел в оркестр конрабасовый тромбон и басовую трубу.

Медные духовые в кульминациях у Вагнера звучат, будто Трубы Страшного суда. Струнные могут играть в унисон в низком регистре даже быстрые пассажи, и это вызывает ощущение стремительного движения.

По сути, симфоническая классика и киномузыка XIX-XXI веков состоит из наслоений унисонов и октав в очень значительной мере. И, конечно, некоторые приемы классических композиторов были заимствованы музыкантами из мира поп- и рок-музыки. Им тоже хотелось звучать эффектно.

Что делал лееринг в ранней поп-музыке

В роке риффы, сыгранные в унисон и в октаву активно использовали, например, Black Sabbath и Deep Purple. Это утяжеляло звучание хард-роковых групп в те времена, когда еще не появились «металлические» гитарные и басовые эффекты искажения (примочки).

Также лееринг широко применялся при записи относительно ранних рок- и поп-композиций. Например, много вокальных унисонов использовали Beach Boys. Нередко они «слоями» записывали барабаны, бас и гитары, отчего те становились пробивными, объемными, плотными. То же самое делали Queen, отличавшиеся в свое время почти гигантоманским подходом к записи.

Именно в мире поп- и рок-музыки возникли неклассические, отчасти «инженерные» и очень творческие техники лееринга. Например, в суперхите The Doors «Riders On The Storm», кроме дублированной основной партии вокала и бэков, был записан еще и «слой» шепота Джима Моррисона, который проговаривал слова песни точно в ритме главной голосовой части. Это добавило вокалу саспенса…

 

В 2012 году британский музыковед Аллан Мур, проанализировавший множество записей поп-музыки, начиная с 1920-х, предложил добавить к традиционной классификации музыки (гомофония, полифония, монофония и др.) концепцию «функциональных слоёв». Она более точно описывает то, что происходит именно в музыкальных текстурах популярных записей.

Он заявил, что в них работают 4 функциональных слоя:

1. Явный слой битов (ударных)
2. Басовый слой
3. Гармонический слой
4. Мелодический слой (вокал, инструментальные мелодии и риффы)

В 2020-м американский музыковед Меган Л. Лавенгуд выделила еще и 5-й слой — «Слой новизны». Он функционирует отчасти подобно конструкции «вопрос-ответ» в классической музыке: как бы откликается на мелодические линии вокала или инструментальных тем «ответами» и «междометиями» или наоборот — предвосхищает появление мелодической линии «призывами».

Как правило, «Слой новизны» формируется инструментами с необычными тембрами (например, синтетическими), сильно обработанными сэмплами или живыми инструментами, участие которых нехарактерно для поп-музыки.

Современный лееринг звучит почти везде

Область применения наслоений очень широка, но, пожалуй наиболее часто многоэтажные функциональные слои в XXI веке используются в поп-музыке, танцевальной электронной музыке, рэпе, относительно тяжелом роке, в трейлерной и киномузыке.

Суть функционального лееринга в том, чтобы сделать звучание записи «больше, чем жизнь», как это принято называть на Западе.

Особенно эффект лееринга заметен в минималистичных аранжировках, где много «воздуха» и «мало нот». Чтобы такие треки звучали жирно, выпукло и широко, музыканты записывают послойно все пять «функциональных слоев».

Вы не ослышались: каждый функциональный слой состоит из нескольких подслоёв. Скажем, в хаусе, мейнсримном EDM, рэпе, трэпе, драм-энд-бассе, трейлерной музыке басовые линии как правило состоят из унисонов и октав, играемых несколькими тональными и нередко шумовыми звуками.

Диапазон басовых частот заполняется, например, суббасом, «средним» басом и «высоким» басом. В EDM это могут быть 3 синтезаторных патча, отличающихся не только частотной составляющей, но и скоростью атаки и затухания, примененными фильтрами и модуляционными эффектами.

И четвертным слоем в басовой функциональной линии может быть подмешан, скажем, не тональный звук, дающий характерный «пинок» и напоминающий искаженный звук басового барабана (бочки).

 

То же касается функционального слоя ударных (бита). С подачи таких групп, как Beach Boys, появилась традиция записывать слоями малый барабан (snare), бочку, томы. В современных библиотеках барабанных сэмплов для танцевальной музыки практически все снейры и бочки — слоёные.

Особенно часто лееринг барабанов применяется в музыке для кинотрейлеров. Ударные там — это отдельный вид искусства. Если вы посмотрите типичный трейлер «супергеройского» фильма, триллера, боевика, то сможете услышать в саундтреке поистине гигантские барабаны, которые прорезают очень насыщенный микс и «бьют» прямо в лицо.

Этот эффект достигается использованием несколько слоев сэпмлов ударных из специальных библиотек «эпичных барабанов». Трейлерные композиторы могут использовать от трех до семи слоев ударных, играющих абсолютно одинаковые партии, и расположенных по всему частотному диапазону – как басы в EDM, только еще радикальнее.

Мало того, в этом жанре музыканты могут подмешивать к атаке ударных еще и короткий нарастающий белый шум и перевернутые задом наперед «хвосты» реверберации шумовых звуков, чтобы получить удар, который на письме можно обозначить как «ххдыщщ» или «woosh hit» (в англоязычной традиции)…

Лееринг не запрещен ни в одном стиле. Правил нет

Почти каждому продюсеру и каждой группе хочется звучать «больше, чем жизнь». Слушатель по всему миру привык к компрессированному, мощному, широкому и громкому звуку — даже в лирических композициях.

Поэтому даже живые коллективы (поп-, роковые, блюзовые, панковские, металлические) прибегают на записи к леерингу. Слоями пишутся и обрабатываются гитары, вокал, ударные, бас. Лееринг «угромчает» даже очень разряженную аранжировку, которая благодаря ему начинает звучать богаче. Хотя самих музыкальных и шире — звуковых событий — в ней может быть немного.

Упоминавшийся выше 5-й «Слой новизны» (особенно в электронщине, рэпе и трейлерной музыке) тоже вовсю использует слоеные унисоны и октавные конструкции.

Сегодня сплошь и рядом продюсерами и звукоинженерами лееринг применяется… без участия музыкантов, аранжировщиков и битмейкеров — на сведении.

Например, в рок-композиции записанная партия баса может быть дублирована еще на две дорожки и там пропущена через моделирующие виртуальные усилители и другие эффекты, чтобы добавить звуку чуть-чуть лязга и дисторшна. А живые барабаны часто дублируются сэмплами — для ощущения более плотного грува.

Вокал в поп-музыке и EDM может дублироваться и обрабатываться многократно — для получения широкого, «обволакивающего» звучания. Кричащий «в лицо» речитатив в рэпе — тоже результат не только записанных на трекинге дублей, но и лееринга при сведении.

 

Нередко креативный звукоинженер может даже «доиграть» в унисон и/ или октаву некоторые партии синтезаторов, потому что хочет слышать в фонограмме более плотные и эффектные функциональные слои. То же самое делается и с гитарами…

Строго говоря, никаких железобетонных правил лееринга нет. Главное — он должен не замутнять микс, а делать его более ярким, объемным и «жирным».

Реалистичность звучания в современной музыке (если это не традиционный джаз, фолк или что-то подобное) уже никого не волнует. Слушатель избалован фонограммами, которые «больше, чем жизнь» и на меньшее уже не согласен.

Справедливости ради нужно отметить, что лееринг также особым образом применяется в саунд-дизайне и так называемой «интерактивной музыке» для компьютерных игр, но это еще две отдельных истории…

Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/leering-v-myzyke-chto-eto-takoe-i-zachem-ego-ispolzovat.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Клавишные стойки – надежная опора

Почти любой современный клавишный инструмент нуждается в надежной опоре. Стойка позволяет разместить инструмент так, чтобы он находился на...

Понижение строя гитары

Многие опытные гитаристы, экспериментируя со звучанием своего инструмента, пытаются получить более низкий, тяжёлый звук с ярким рояльным оттенком,...

Гитарные тюнеры: настройся на лучшее!

Если вы обладаете абсолютным слухом, то настроить музыкальный инструмент без использования дополнительных приспособлений для вас не составит труда....

Игра на электрогитаре снова в тренде, гитаристы c YouTube правят миром

Менее десятка лет назад казалось, что дни электрогитары сочтены. Жанры около рока стагнировали. В качестве фаворитов музыкального рынка...

Бесплатные VST плагины без пиратства — где брать?

Мир бесплатных синтезаторов, сэмплеров, драм-машин и средств звукорежиссуры огромен и прекрасен. То, что на планете оказалось столько компаний...

Всё о народных музыкальных инструментах

Если вы думаете, что народные инструменты давно покрылись пылью, и на них играют лишь студенты музыкальных училищ да...

Гитарный гриф

Если вас спросят: какая часть гитары самая важная? Что вы ответите? Гриф, корпус, струны, а может надпись производителя?...

Аудио кроссоверы

Каждый современный динамик довольно ограничен в своих возможностях, так как не способен воспроизвести весь спектр звуковых частот. Его...

Ремень для гитары – надежная поддержка

Если вы сомневаетесь в необходимости приобретения ремня для гитары, то вы просто не пробовали играть на ней стоя....

Барабанщик и мышечная масса: нужны ли они друг другу?

Если составить рейтинг самых физически развитых музыкантов, то верхние строчки, наверняка, займут барабанщики. И если кто-то считает, что...

«Анатомия» акустической гитары

Данная статья будет полезна начинающим гитаристам или тем, кто только собирается им стать. Если вы музыкант-самоучка, то многие...

Уход за электронной ударной установкой

Ударная установка, будь они акустической или электронной, всегда является предметом любви и гордости любого барабанщика. А за любимыми...

Формы и стили корпуса электрогитар

При выборе электрогитары на что вы обращаете внимание в первую очередь? Производитель, цена, звукосниматели, цвет, форма корпуса, звук?...

Длинные волосы: стереотип или обязательный атрибут рок-музыканта?

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что многие рок-музыканты являлись и являются обладателями длинных волос? Если посмотреть фото...

Мультимензурные гитары или все о веерных ладах

Если вы когда-либо видели гитару с веерными ладами, то вы наверняка задавались вопросом «зачем?». В двух словах, веерные...

Лазеры: шоу начинается!

В настоящее время сложно кого-то удивить световыми шоу с использованием лазерных эффектов, они становятся всё популярнее во всем...

Блоки питания для гитарных педалей

Педали эффектов – это свобода в формировании гитарного звука, так как современные технологии предлагают их широкий ассортимент под...

Комбики для клавишных: не гитарой единой

Для усиления звука инструментов обычно используется сочетание усилителя и акустической системы либо комбоусилители, объединяющие эти устройства в одном...

Eikon: наушники, звуковые карты, микрофоны и мониторы от PROEL — что за звери?

Бюджетные музыкальные приборы под брендом Eikon появились в США, Европе, России и других странах сравнительно недавно — несколько...

Как выбрать хороший кабель и не ошибиться?

Выбор хорошего кабеля для гитариста – важное дело. При этом не следует руководствоваться не советами друзей и рекламой...