Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 4 мин. чтения

Все о микшерных пультах

Микшерный пульт. Что это?


Это устройство, основная задача которого – суммирование нескольких звуковых сигналов в один. Но современные микшерные пульты, кроме этой функции, выполняют ряд других:


•    коррекцию сигналов (эквализация, компрессирование, спецэффекты);
•    маршрутизацию (пульт – это сердце любой концертной площадки или студии, от него расходятся провода к другому оборудованию); 
•    усиление (такой микшер можно подключать сразу к акустическим системам);
•    запись на компьютер или на внешний носитель.

Как разобраться во всем этом многообразии?


Виды микшерных пультов


Все микшерные пульты условно делятся на диджейские, концертные, студийные, для радиовещания и прочие. У всех есть своя специфика, и этот важнейший фактор нельзя не учитывать.


У диджейских пультов обычно меньше каналов, чем у концертных, но в них реализованы специальные функции:


•    фейдер между парой стереоисточников, позволяющий одним движением микшировать их;
•    специальный эквалайзер, в прямом смысле убивающий частоты;
•    процессор эффектов с лупером или специальный вход с тон-корректором для подключения проигрывателей винила (или, как их еще называют, вертушек). 

На фото –  диджейский микшерный пульт


Эти функции, скорее всего, будут бесполезны для концертной или студийной деятельности, но вот провести дискотеку с другим микшерным пультом не получится.


Сейчас очень популярны стали DJ-контроллеры. Это микшерные DJ-пульты, объединенные с многоканальной (обычно две стереопары) звуковой картой и управляемые специальной программой с компьютера. Если источником звука будет только компьютер, то нет смысла покупать обычный DJ-микшер. Более целесообразной покупкой станет DJ-контроллер.

 

На фото – DJ-контроллер

У концертных пультов повышенное внимание уделяют надежности и удобству оперативной работы при частых выездах. Такой пульт должен обладать развитой архитектурой – возможностью подключать разнообразное дополнительное оборудование и маршрутизировать сигнал на различные зоны звукоусиления. К концертным пультам относятся зонные и мониторные пульты, а также различные сплиттеры, решающие узкие задачи во время крупных концертов.

На фото – концертный микшерный пульт


У современных студийных пультов ценятся, прежде всего, уровень качества звука и возможность сохранения настроек. Сейчас повсеместно используют цифровые пульты, позволяющие одним касанием вернуться к незаконченному треку и продолжить его сведение в любое время. У студийных пультов часто обращают внимание на такие субъективные параметры, как сводимость и прослушиваемость, характеризующие баланс инструментов при производстве готовой записи.

На фото – современный студийный микшерный пульт

Радиовещательные пульты в некотором смысле похожи на DJ-пульты (не зря люди в эфирной студии чаще себя называют диджеями, чем ведущими). Однако у этих пультов есть некоторые дополнительные функции, например, возможность общаться вне эфира со студией или звонящими по телефону слушателями, запуск фонограммы от канала фейдера, специальная динамическая обработка управляемыми компрессорами. Все это абсолютно не нужно в студии или на концертной площадке.

На фото  радиовещательный микшерный пульт


В зависимости от количества каналов микшерные пульты делятся на портативные, переносные и стационарные.

Портативные пульты – компактные устройства, как правило, бюджетного класса, выполняющие минимум возложенных на них задач. Обычно они используются там, где не нужно много каналов и нет необходимости подключать музыкальные инструменты. Особенностью портативных пультов является применение круговых потенциометров, благодаря которым устройства обладают малыми весом и габаритами, их легко носить с собой, и они не занимают много места в домашней студии.

На фото – портативный микшерный пульт


Кстати, вы можете посмотреть наше видео про 5 самых интересных представителей этих микшерных пультов на канале:


Переносные микшерные пульты – это полупрофессиональные и профессиональные модели, которые используются при проведении различных мероприятий: концертов, студийных звукозаписей и др. Такие устройства имеют больше каналов, чем портативные модели. В концертной деятельности часто используются активные микшеры со встроенным усилителем мощности. В них есть все, что характерно для качественных микширования и записи.

 

На фото –  переносной микшерный пульт


Стационарные микшерные пульты – это профессиональные устройства с большим количеством каналов. Используют их при проведении больших концертов и в студиях звукозаписи профессионального уровня. Все чаще встречаются цифровые микшерные пульты, которые позволяют вести многоканальную запись звука на компьютер, обладают широчайшими возможностями обработки звука, умеют запоминать все настройки конкретного студийного проекта и в значительной степени облегчают труд звукорежиссеров. 

На фото – стационарный микшерный пульт


Основные характеристики микшерных пультов


Количество каналов: что об этом нужно знать?


Если пульт называется 10-канальным, это не означает, что он имеет 10 микрофонных входов. Стереовход (например, для подключения стереоплеера) – это два канала. Также существует дополнительный, нерегулируемый вход TAPE (CD) IN, подающий линейный стереосигнал сразу на мастер шину: ему тоже нужны два канала. Таким образом, у 10-канального микшерного пульта могут быть 4 микрофонных моновхода, 2 стереовхода для подключения стереоисточников и дополнительный вход для подключения проигрывателя на мастер-секцию.

Виды каналов


Как мы заметили выше, у микшерных пультов есть микрофонные и линейные входы. Они могут быть балансными и небалансными. Большинство пультов имеет балансные входы, что способствует большей помехозащищенности и, как следствие, уменьшению шумов. Поэтому следует применять балансные (их еще называют симметричными), преимущественно XLR-разъемы.


Интерфейс микшерного пульта

Все управление сигналом в микшерном пульте можно разделить на поканальное и общее. 

Каждый канал микшерного пульта обычно содержит:

Микрофонный XLR-вход.

Линейный вход 1/4″ TRS (толстый джек).

Очень часто микрофонный и линейный входы выполняются на бюджетных пультах для экономии места на так называемом COMBO разъеме. В него можно подключить и XLR, и Jack.

Разрыв (Insert), который обеспечивает направление сигнала на внешнее устройство обработки (чаще всего компрессор) и его прием обратно от этого устройства.

Регулятор чувствительности GAIN, позволяющий настраивать входной канал микшера для работы с любыми источниками.

Эквалайзеры.Бюджетные модели имеют двух- или трехполосный эквалайзер. Более дорогие и профессиональные модели обычно подразумевают параметрическую регулировку, меняющую не только уровень каждой регулируемой частоты, но и саму частоту. Этот вариант удобен при концертной и студийной работах, поскольку позволяет сделать более точную и глубокую коррекцию сигнала в диапазоне средних частот.

Посыл (Send), который делает возможным подмешивание в сигнал канала обработанного сигнала от внешнего устройства обработки.


Регулятор панорамы, отвечающий за управление уровнем сигнала, который будет направляться в общие левый и правый каналы.

Коммутацию, при которой с помощью кнопок определяются активность и маршрут сигнала.

Регулятор уровня громкости. На бюджетных моделях он выполнен на круговых потенциометрах, на профессиональных пультах на вертикальных фейдерах: чем он длиннее, тем более точно можно выставлять уровень сигнала.

К общему управлению относятся подгруппы, позволяющие объединить выбранные каналы для дальнейшего управления. Общая секция содержит выход на наушники, коммутацию (посылы и возвраты AUX, выходы на мониторы), встроенные DSP-процессоры. Обязателен также индикатор уровней. На профессиональных пультах есть встроенный микрофон для переговоров со звукорежиссером, специальный выход для подключения подсветки и многое другое.

Нужен ли микшер в домашней студии?


Теперь, когда мы знаем почти все о микшерных пультах, ответим на главный вопрос, который нам задают: «У меня домашняя студия. Имеет ли смысл купить в нее микшер?».

В минимальный состав домашней студии обычно входят:


– микрофон;
– звуковая карта;
– наушники;
– студийные мониторы;
– MIDI-клавиатура;
– коммутация и стойки.

Нужен ли в этом случае пульт? Наш ответ ? НЕТ. Микшерный пульт для записи не нужен: он не только не улучшит запись, но и, скорее всего, ухудшит ее. Конечно, если вы не используете свою студию для того, чтобы делать «четкие» фотки на его фоне:) 🙂

Почему мы так считаем?

1. Современные звуковые карты содержат в себе микрофонные предусилители качества, обычно превышающие аналогичные предусилители у пультов. Предусилитель стоит не дешевле 100 долларов, в 10-канальном пульте используется как минимум 4 микрофонных предусилителя, еще имеются стереовходы. Тем не менее цена на пульт от этого не вырастает выше 400 долларов. Вполне нормальный 10-канальный пульт можно купить за 120–150 долларов (он будет даже с процессором эффектов, который тоже отдельно стоит от 100 долларов). Логично, что при таких обстоятельствах выбор ? в пользу аудиоинтерфейсов и отдельных предусилителей.


Карты, кстати, могут иметь до 16 (и даже до 32) входных каналов и позволяют записать любой источник сигнала.


2. При записи с микрофона не рекомендуется пользоваться эквализацией или другой динамической обработкой, например, компрессором. Вы можете испортить свою запись, и при конечном сведении ошибку не получится исправить.


3. Сведение в 99 % случаев будет происходить в секвенсоре (специальной программе). Оставшийся 1 % приходится на дорогие аналоговые микшерные консоли. Стоимость таких пультов начинается сейчас от 500 000 рублей, они требуют большого количества дорогостоящей дополнительной обработки, и это совсем не домашняя звукозапись. Сводить на 8-канальном пультике за 10 000 рублей и получать великолепный результат, увы, невозможно.


4. Многие рассматривают микшерные пульты с USB на борту. К сожалению, для студийной записи эти пульты абсолютно бесполезны. Они оцифровывают только мастер-секцию, а писать поканально с ними нельзя. Другими словами, вы не сможете слушать через такой пульт минусовую фонограмму и писать вокал на отдельную дорожку: записываться будет уже готовый микс. Но для небольших выступлений это находка: не нужна звуковая карта, вы подключаетесь напрямую к ноутбуку и имеете звук в разы лучше, чем через встроенную звуковую карту. Чем больше мощность, тем заметней будет разница.
Но все вышеперечисленное не ставит крест на использовании микшерных пультов в домашней студии для мониторинга.


Пульт может быть полезен, потому что:


— У вас появится дополнительный выход на наушники (еще один есть в обязательном порядке на звуковой карте). 

Заметим, что если вам нужно подключить более двух пар наушников, есть специальные предусилители для наушников. Их использование более практично. 

— Вы сможете подключить через пульт не одну, а две пары мониторов. 

Для серьезных студий существуют специальные мониторные микшеры. Они позволяют с большой гибкостью маршрутизировать сигнал. 

На фото –  специальный мониторный микшерный пульт

— Появится возможность в режиме мониторинга пользоваться эквализацией и оценивать необходимость частотной коррекции в реальном времени.


— Наконец, вы спокойно сможете перед записью порепетировать с товарищами, не думая, как это все воткнуть в вашу звуковую карту.

Надеемся, наша статья была вам полезна. Если у вас есть вопросы, напишите на почту viktor@pop-music.ru, и мы дадим самую лучшую бесплатную консультацию по любым вопросам, связанным с концертным и студийным оборудованием.


Source: https://oaoo.ru/balalayka/vse-o-mikshernyh-pyltah.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Сведение и мастеринг: типичные ошибки при подготовке микса к финальной обработке

Работа студий мастеринга и частных специалистов чаще всего потоковая. К 2024 году количество треков, публикуемых на музыкальных стриминговых...

Фантомное питание: все точки над Ё

Начнем издалека  Первая в мире крупная автоматическая телефонная станция заработала в 1919 году в Норфолке, штат Вирджиния, США,...

Гитарные аккорды

Гитарные аккорды являются основным элементом музыкального образования для любого гитариста, независимо от уровня его мастерства. Они представляют собой...

Один микрофон хорошо, а два – стереопара

Как вы уже догадались из названия, сегодня мы будем говорить о стереозаписи, а точнее об основных техниках стереозаписи....

История барабанных установок с двумя бочками

Двойная бочка (double bass drum) или два бас-барабана в ударной установке – что это: способ выделиться или заставить...

Как и где хранить гитару?

Если вы любите ваш инструмент и дорожите им, стоит задуматься об условиях его хранения. Хотите, чтобы ваша гитара...

Струны для укулеле

Укулеле – гавайская гитара, которая выглядит как гитара, звучит как гитара и имеет струны, как гитара. Но это...

Обзор педалей для бас-барабана: простые, карданы, расходники

Обзор педалей для бас-барабана: от бюджетных моделей до Lamborghini Что необходимо барабанщику кроме палок? Конечно же, педаль для...

Знакомство с блокфлейтой: все, что нужно знать начинающему музыканту

Если вы решили освоить игру на духовых музыкальных инструментах, то самым доступным по цене и простым решением для...

Двенадцатиструнная гитара – двойное удовольствие

Когда долгое время играешь на гитаре, со временем хочется попробовать что-то новое, разнообразить свое творчество. Тогда на помощь...

Новинки YAMAHA 2023-2024: удивляемся, мечтаем, копим…

YAMAHA является одним из ведущих мировых производителей музыкальных инструментов и музыкального оборудования. Разработка собственных технологий в области улучшения...

Полезные девайсы звукорежиссера

Если вы работаете с живыми выступлениями, в студии звукозаписи или в домашней студии, то в какой-то момент вам...

Ударная установка в квартире: что об этом нужно знать

Барабанщики – самые многострадальные музыканты: сложности с транспортировкой инструмента, с уровнем громкости во время занятий и репетиций при...

Меняем струны на классической гитаре: руководство к действию

Каждый гитарист знает, что качественный звук и ваш комфорт при игре зависят не только от мастерства, но и...

Моделирующие VST плагины для гитары и IR импульсы: что это такое и как использовать?

История IR импульсов в цифровой звукозаписи, по всей видимости, началась с компании Sony. В 1999 году она представила...

АСМР-контент – новая медитация

Автономная сенсорная меридианная реакция, или АСМР, — это физическое, приятное ощущение покалывания в задней части головы и шеи,...

Джембе, дарбука, думбек: ищем отличия

Перкуссионные ударные инструменты, такие как дарбука, джембе и думбек очень похожи внешне. Но, несмотря на их внешнее и...

Звукосниматели. Интервью с Ильёй Фокиным

Сегодня мы анонсируем суперполезное видео для гитаристов. В студии POP-MUSIC Илья Фокин, производитель звукоснимателей Fokin Pickups, отвечает на...

Сведение трека исправит всё, суббас нужен везде: мифы звукозаписи, часть 2

Продолжаем разговор о современных легендах цифровой звукозаписи, начатый на прошлой неделе. Сегодня обсуждаем новую порцию распространенных в среде...

Музыкальные ритмы и ритмические рисунки

Музыкальный ритм – это основа любой музыкальной композиции. Без ритма музыка не будет иметь своего неповторимого характера, а...