Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Виды электрогитар: какая подойдет для всех жанров?

Само собой, нам всем хочется иметь гитарную стойку этак на десять-двенадцать мест. И чтоб на ней стояло каждой твари по паре — на все случаи музыкальной жизни. Но зная на практике, что цена электрогитары уровня «рабочая лошадка», применимой и в студии, и на сцене, составляет где-то от 400 долларов США, понимаешь, что аппетиты стоит умерить.

Условно бюджетная электрогитара, которая подойдет для большинства основных жанров, при этом с хорошим соотношением «цена-качество» — вполне рациональная мечта. Вот только какие из всего многообразия удовлетворяют этому запросу? Давайте разберемся.

 

Выбор электрогитары — всегда компромисс

Универсальный инструмент нужен сессионным музыкантам, музыкантам, регулярно работающим на сцене, создателям «библиотечной», рекламной, стоковой музыки. В общем, тем для кого навык игры на электрогитаре — часть профессии. Также универсальная электрогитара очень нужна любителям, которые делают свои первые шаги в музыке и еще не определились с жанром

Сразу стоит оговориться, что некоторые экстремальные стили требуют соответствующих инструментов. Заменить 7-ми и 8-ми струнные гитары, которые применяют в отдельных «металлических» направлениях, просто нечем.

То есть, шестиструнка с сильно пониженным строем и подходящими для него струнами, в принципе, может закрыть потребность в очень низком гитарном звуке, но ее нельзя будет с комфортом применять с нормальным строем, скажем, в фанке, попсе и т. п. — потребуется менять струны.

Также считается, что нечем заменить джазовые «банки» с полым корпусом в размере 4/4. Но это вопрос дискуссионный. Кое-что действительно джазовое можно выжать и из «доски». Но это точно не 7-ми или 8-ми струнная электрогитара, так как у них широкий гриф, и многие джазовые аккорды на нем либо неудобно брать, либо вообще невозможно (если, конечно, у вас руки не размером, как у Паганини).

То есть, на выбор оказывают влияние несколько факторов: музыкальный жанр, цена инструмента, его конструкция и эстетические предпочтения музыканта. Они между собой так или иначе конфликтуют почти всегда, и окончательный выбор становится результатом компромисса.

Среди названных факторов есть два объективных — конструкция (оснастка) и цена. Вот о них давайте поговорим в первую очередь.

Какая конструкция электрогитары претендует на универсальность

По сути, их три:

1. шестиструнная электрогитара с хамбакером у бриджа и бесшумными (noiseless) синглами в среднем и нековом положениях; с тремоло, работающим в обе стороны; с локовыми колками; электроника пассивная;

2. все то же самое, но сет звукоснимателей — это два хамбакера, как вариант — три рельсовых мини-хамбакера в форме синглов, установленных, как на классическом «стратокастере» (или нормальный хамбакер у бриджа и два «рельсовых» на местах синглов).

3. «Банка» с полым корпусом размером от 2/4 и больше; с двумя хамбакерами; с тремоло Bigsby или ему подобным; с локовыми (опционально) колками; электроника пассивная.

Звучит спорно? А давайте рассудим.

«Выхлоп» и звукоизвлечение. Активная электроника или пассивная?

Сначала об активной электронике. Во-первых, она добавляет еще одну организационную зависимость — от элементов питания. Мало нам запасных струн, шнуров и прочего. Во-вторых, она дороже, чем пассивная — и в фабричном инструменте, и при его апргейде. В третьих, такая мощь выхлопа, какую выдают те же активные хамбакеры, в большинстве жанров просто не нужно. Но это не главное.

Главное то, что активная электроника, особенно в сочетании с тонкими струнами, как бы это сказать… развращает гитариста. Персональный гитарный почерк, стиль, звук прежде всего формируются звукоизвлечением. Электрогитара с активными датчиками, на которую дунешь, а она уже звучит, со временем делает звукоизвлечение музыканта вялым.

А правая рука гитариста (у правшей) становится менее подвижной. Ее движения и способы звукоизвлечения становятся однообразными. Грубо говоря, рука умеет меньше.

Это происходит потому, что играть на электрогитаре с активной электроникой и тонкими струнами слишком легко. Можно пропускать половину и больше ударов медиатором или щипков пальцами — в то время, как левая рука на грифе фактически изображает тэппинг. И всё звучит нормально.

Но дайте человеку, играющему только на таком инструменте, тот же «Телекастер» со струнами «10-46», и его звукоизвлечение окажется тусклым, вялым, нечетким. Если же гитаристу, привыкшему к большому «выхлопу», вручить акустику со струнами еще немного толще, он начнет над ней просто «умирать».

Как мы понимаем, «развращенный» активными датчиками музыкант не может быть универсалом. Он не сыграет в стилях, требующих звукоизвлечения уверенного, с четкой атакой. Или «округлого» — с пальцевой мягкой атакой, которая вместе с тем вынуждает применять значительное усилие даже на mezzo forte.

Некоторые гитаристы-универсалы специально большую часть времени занимаются на акустических гитарах со сравнительно толстыми струнами (1-я — «десятка» или «одиннадцатая»). Это заставляет пальцы обеих рук работать, напрягаться, уметь больше.

Часть «металлических» гитаристов тоже играют на средних и толстых струнах. Строго говоря потому, что для ритмических конструкций, в которых звучит типичный жанровый «chung», нужен хороший упор медиатора в струны.

Делать жирный и четкий «chung» (особенно быстрый) на тонких струнах труднее – медиатор слишком сильно гнет их у бриджа, размывается фундаментальный тон, добавляется больше атонального скрежета и скрипов.

В общем, даже для «металла» предпочтительней использовать средние и толстые струны, а также пассивную электронику. Обычный бриджевый хамбакер с современными магнитами дает вполне классный «выхлоп», годный для того же джента. Но все-таки заставляет руки тренироваться в уверенном и разнообразном звукоизвлечении.

Синглы или хамбакеры? Проблема шума и жанровые компромиссы

Вопрос дискуссионный, но для универсальной электрогитары скорей предпочтительней хамбакеры. Ну или синглы в обязательном порядке должны быть из разряда «бесшумных» – в среднем и нековом положении. Правда, noiseless синглы фактически являются хамбакерами в форм-факторе сингла. То же представляют собой «рельсовые» мини-хамбакеры.

Обычный, вполне современный сингл шумит по определению — такая уж у него конструкция. И чем больше применяется драйва, дисторшна, гейна на усилителе — тем ужасней становится соотношение сигнал/шум.

Хамбакер же фактически представляет собой два сингла, подключенных в противофазе. В результате в выходном сигнале такого сдвоенного звукоснимателя шумы катушек в значительной мере взаимно вычитаются и почти исчезают, а полезный сигнал — наоборот усиливается.

Электрогитара в формате хамбакер-сингл-сингл может быть интересна для условно «олдовых» стилей. Например, однокатушечный сингл у грифа (нековый) звучит довольно узнаваемо, и в некоторых жанрах хочется именно этого звука. Однако, он неплохо может быть сымитирован нековым хамбакером (в том числе мини-).

Пристрастие к звучанию однокатушечных синглов у некоторых музыкантов часто вызвано своего рода «религиозным гитаризмом», для которого утрированно понимаемая «аутентичность звука» почему-то важнее, чем сама музыка и эмоции, которые она несет.

Кроме того, однокатушечные синглы, особенно на магнитах типа Alnico II, могут создавать неприятности при записи. Они шумят — и при включении «в линию», и в традиционных цепочках. Подавление шума отвлекает силы звукорежиссеров и продюсеров, а также неизбежно приводит к потере части полезного сигнала, что обедняет его окраску.

Поэтому хамбакеры традиционные, минихамбакеры и «рельсовые» хамбакеры (все пассивные) больше подходят на роль друзей нашего универсального гитариста в вакууме.

Зачем тремоло, и почему не типа Floyd Rose?

Тремоло дает в руки универсальному гитаристу еще одну краску. Посмотрите на игру позднего Джеффа Бека — как ювелирно он использует обычное тремоло, как неординарно! Отказываться от этой красоты в своей палитре при нынешних относительно демократичных ценах на комплекты тремоло не очень разумно. Поэтому на нашей «универсальной» гитаре его лучше иметь. И, конечно — с локовыми колками, чтобы строй меньше плавал.

Тремоло в современных видах несколько проигрывает более сложным конструкциям типа Floyd Rose, но делает это только в смысле экстремального ослабления струн и возвращения их потом обратно без расстройки. Этот свойство позволяет делать некоторые эффектные трюки (при большом гейне на педалях и/или усилителе).

Но, положа руку на сердце, спросим себя — во многих ли жанрах нам нужды экстремальные эффекты? И готовы ли мы из-за этого платить сильно дороже и терпеть неудобства, связанные с подобными тремоло — с долгой настройкой гитары, например? С тем, что конструкция ускоряют износ струн и порожков? С тем, что тремоло требует постоянного ухода? С тем, что при исполнении того же металлического «chung» с сильным ударом по струнам, они могут внезапно расстроиться (распространенная проблема у Floyd Rose)?..

Скорее для искомой «универсальной электрогитары» нам подходит современное тремоло классической формы — на шести или двух болтах, которое способно как ослаблять, так и натягивать струны, то есть работает в обе стороны.

А в случае с гитарами-«банками» нам подойдет Bigsby или ему подобные, поскольку классическое тремоло на полуакустику не поставишь из-за ее конструктивных особенностей.

Bigsby дает несколько меньше свободы действий чем классическое тремоло а-ля «Стратокастер». Однако некоторые гитарные производители — например, Schecter — модернизировали конструкцию тремоло на «банках» так, чтобы эта проблема практически исчезла. Но об этом чуть позже.

О грифе: все зависит от размера руки

Здесь очень коротко. Если у гитариста маленькая рука и сравнительно короткие пальцы, ему скорее подойдет тонкий, узкий гриф — округлый или с переменным радиусом. Тонкий гриф — это примерно до 0,807 дюйма (20,5 мм) на 1-м ладу. Такие электрогитары производят в основном Ibanez и Schecter.

Приобрести электрогитару с узким (не тонким, а именно узким) грифом сегодня достаточно проблематично. А ведь они порой сильно нравятся людям и с большими руками (например, автору этих строк). Прекрасны были грифы у Fender Sctratocaster конца 1950-х, но такие инструменты баснословно дороги.

Однако в 1984-1985 годах в Японии, на фабрике FujiGen производилась модель-переиздание Fender ST-57 с американскими звукоснимателями и фурнитурой. Сегодня они довольно редки, ходят по рукам, но стоят до 1000 долларов США и в принципе могут быть отловлены в комиссионках и у частных лиц.

Эта модель производилась уже с японскими комплектующими примерно до середины 90-х, и такие гитары немного легче найти в России по цене 700-900 долларов США. Если заменить на них звукосниматели на мини-хамбакеры, то вы получите практически универсальный инструмент с узким, очень приятным грифом.

Для людей с нормальными и большими руками толщина, ширина и округлость грифа — вопрос личных предпочтений. Это чистая вкусовщина, а о вкусах, как известно, не спорят.

Но что же с джазом?

Принято считать, что традиционный джазовый гитарный звук — это нечто приглушенное на высоких частотах, округлое, чуть басовитое и слегка «коробочное» в районе частоты 350-400 Гц. Его принято называть mellow tone (мягкий тон). И считается, что достигается это звучание игрой на электрогитаре с полым корпусом размеров от 2/4 и выше.

Возможно ли получить джазовый звук на электрогитаре с цельной декой? Да. На ней обычно есть ручка «tone», по сути дающая эффект среза (фильтра) высоких частот. Игра с приглушенными высокими частотами на нековом звукоснимателе и с соответствующими настройками усилителя хорошо приближает звучание «доски» к «банке».

Кроме того, если мы поинтересуемся вкусами слушателей, то узнаем, что вообще-то подавляющее большинство из них не отличит звук «под банку» от звука реальной «банки». Другое дело, что многим посетителям концертов хочется видеть «настоящие джазовые гитары» на сцене и слушают они концерт «глазами». Но этим можно пренебречь.

А будет «банка» играть поп- и рок-музыку?

С хамбакерами — запросто. С ними «банка» сыграет даже вполне убедительный «металл». Мало того, отдельные современные тремоло, устанавливаемые на hollow body (пустотелые) электрогитары, позволяют гораздо больше свободы, чем упоминавшиеся выше Bigsby…

Некоторые примеры

В общем, людям, чья жанровая специализация ближе к джазу, поп-музыке, классическому року, кантри и «американе», блюзу, блюз-року, фьюжну, соулу в качестве «универсальной электрогитары» могут подойти современные hollow body модели с хамбакерами. Например, модель Schecter Corsair G. Black.

А в качестве бюджетного варианта можно рассмотреть модель Aria 212-MKII – гитару, чья дека имеет полости, но не является hollow body в полном смысле слова.

Для тех, кто в своих музыкальных занятиям ближе к линии поп-, поп-рок, фанк, рок, «металл», подойдут многие модели от Schecter и Ibanez. Скажем, «многостаночный» Ibanez SA460MBW.

А классным бюджетным вариантом станет красивый, звучный, качественно сделанный и поистине универсальный Cort G290-FAT (снят с производства, сейчас выпускается уже 2-я версия этой модели). Несколько дороже стоит Cort G300 — это как бы «старший брат» G290. Тоже очень разноплановый инструмент.

Резюме

Конечно, по-настоящему и всесторонне универсальной модели электрогитары для всех стилей и направлений не бывает. Да и мнения по поводу тех или иных гитар обычно субъективны. Однако конструктивные особенности объективны вполне.

И, исходя из них, мы видим два типа относительно универсальных инструментов: те, которые существуют в русле линии джаз-блюз-поп-рок («банки») и те, что относятся к линии поп-рок-металл («доски»). Это отчасти пересекающиеся множества, но, вероятно, гитаристу-универсалу стоит иметь две электрогитары — одну «банку» и одну «доску». Тогда он будет экипирован почти для любой музыкальной задачи.

Говоря о цене, можно отметить: в 2024 году нижний предел качества для электрогитары, с которой можно без опаски работать, лежит где-то в районе 370-400 долларов США. Однако опытный гитарист способен заставить звучать инструмент и за 300 так, будто он строит все полторы тысячи…

Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/vidy-elektrogitar-kakaia-podoidet-dlia-vseh-janrov.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Звуковые карты для гитары — бывают ли такие, и нужны ли они вообще?

Мировой «гитаризм» — почти религия, в которой есть свои течения, а меж их адептами время от времени вспыхивают...

Сведение и мастеринг: типичные ошибки при подготовке микса к финальной обработке

Работа студий мастеринга и частных специалистов чаще всего потоковая. К 2024 году количество треков, публикуемых на музыкальных стриминговых...

Линейные массивы. Особенности акустической системы V-DOSС

Линейные массивы. Особенности акустической системы V-DOSС   В наше время тяжело представить крупное мероприятие без линейных массивов. Они...

Все о микшерных пультах

Микшерный пульт. Что это? Это устройство, основная задача которого – суммирование нескольких звуковых сигналов в один. Но современные...

Гитарные эмуляторы или симуляторы гитарных усилителей: все прелести цифровых технологий

Гитарные эмуляторы или симуляторы гитарных усилителей – это современное решение для создания реалистичных и аутентичных гитарных тембров. Глупо...

Сценические мониторы: организация “живого” звука

Организация концертов живой музыки становится всё более сложной задачей, что связано с развитием и постоянным усовершенствованием технологий живого...

Реверберация: какой она бывает

Реверберация открывает целый мир возможностей для звукорежиссеров: от маленьких и уютных помещений до пышных залов, кафедральных соборов и...

Бесплатное продвижение музыки: ожидания и реальность

Хорошая новость: люди на планете никогда еще так много и интенсивно не слушали музыку. Согласно исследованию Международной федерации...

Уход за электронной ударной установкой

Ударная установка, будь они акустической или электронной, всегда является предметом любви и гордости любого барабанщика. А за любимыми...

Частота звукозаписи — лучше побольше, сведение в наушниках — норм, и другие музыкальные мифы. Часть 1

Современная цифровая звукозапись имеет уже достаточно долгую историю, чтобы вздорных легенд и нелепых верований накопилось немало. Благодаря им...

Tim Henson из Polyphia: от запрета играть на гитаре — к двоякой мировой славе

Тим Хенсон, не раз заявлявший о своей любви к Хендриксу и считающийся одним из самых влиятельных гитаристов 2010-х...

Всё о народных музыкальных инструментах

Если вы думаете, что народные инструменты давно покрылись пылью, и на них играют лишь студенты музыкальных училищ да...

Что такое гитарные кабинеты и как выбрать

Когда вы слышите «гитарный кабинет», что приходит вам на ум? Если вы далеки от музыки, то, возможно, вы...

Двенадцатиструнная гитара – двойное удовольствие

Когда долгое время играешь на гитаре, со временем хочется попробовать что-то новое, разнообразить свое творчество. Тогда на помощь...

Аккордеон, баян, гармонь: как отличить и выбрать.

Гармонь, пожалуй, можно по праву считать самым народным инструментом, неразрывно связанным с русским фольклором. Такие инструменты, как аккордеон,...

Работа звукорежиссера перед концертом

Звукорежиссер на концерте играет не менее важную роль, чем артисты на сцене. Именно от него будет зависеть то,...

Как писать музыку без повторов, чтобы звучало свежо

В 2023 году на мировые музыкальные платформы было загружено около 184 миллионов новых музыкальных треков. К сожалению, исследований...

Новинки ROLAND 2023

Подведем итоги года ушедшего вместе с компанией ROLAND и представим вам ее новинки, которые, как всегда, используют передовые...

Pignose — «свинские» гитары и усилители для путешествий и улицы

Ну вот кто в здравом уме станет создавать бренд музыкального оборудования с названием, означающим «свиной пятачок», а в...

Слушаем по воздуху

Телефоны, гарнитуры, клавиатуры, мыши – это то, к чему мы давно привыкли. С каждым годом список устройств, имеющих...