Мандолина
От слова «мандолина» веет чем-то итальянским, звуки этого музыкального инструмента услаждали слух королей и простолюдинов много веков, и сегодня он переживает очередную волну популярности. Такую, что звучание мандолины можно встретить в самых, казалось бы, неожиданных музыкальных произведениях. Неудивительно, что число людей, желающих освоить мандолину, с каждым годом растет. Присоединяйтесь! А мы расскажем о ней всё, что знаем.
Музыка из миндаля, или Что такое мандолина?
Мандолина – небольшой струнный танбуровидный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. Однако она имеет менее длинный гриф и меньшее количество струн: обычно четыре сдвоенных, хотя можно встретить с десятью или даже с двенадцатью.
Для многих мандолина с характерным для нее тремоло ассоциируется с итальянскими народными мелодиями. Это неудивительно, так как инструмент в том виде, который существует сегодня, появился именно в Италии в конце XVIII века, его прообразом послужили итальянская сопрановая лютня конца XVII века, а еще раньше – танбур.
Обратите внимание: у мандолины – миндалевидная форма, поэтому первые большие инструменты такого вида так и назывались «мандолы» (по-итальянски – миндаль). А мандолина – это уже более привычный нам мини-вариант.
Почти итальянка. Когда и в какой стране официально появилась мандолина
Мы уже выяснили, что у слова мандолина – итальянское происхождение. Но вообще танбур – излюбленный инструмент средневековых бродячих музыкантов, поэтому до того, как осесть на «сапожке», предки мандолины покочевали по Европе.
Кстати, подобные струнные известны у разных народов. Вспомним русскую домру, американское банджо, казахскую домбру, турецкий тар… Но речь сейчас не о них.
Мандолины, похожие на современные, стали популярны в эпоху барокко. В XVI–XVII вв. Венецианская республика была одним из центров развития музыкального искусства и культуры, и там же создавались первые мандолины.
На мандолинах играли в театрах и церквях, на знаменитом Венецианском карнавале. Ее начали вводить в свои произведения известные композиторы. Вспомним концерт Вивальди для мандолины с оркестром. Изящные инструменты с приятным звучанием с удовольствием осваивала знать.
За изготовление этого инструмента брался сам Страдивари! При упоминании о мастере мы вспоминаем сразу скрипки, но он занимался также альтами, гитарами и… мандолинами.
Известно, что первым инструментом Паганини была мандолина. А всё потому, что на ней играл дедушка Николо и этой любовью заразил внука. В музее в Лейпциге сохранился инструмент, на котором будущий знаменитый музыкант учился и писал пьесы, мазурки и полонезы.
Впервые современный вариант мандолины со стальными струнами (так называемая генуэзская мандолина) упоминается в работах известных итальянских музыкантов (например, Гервазио Виначиа), путешествовавших по всей Европе и обучавших игре на струнных музыкальных инструментах. Согласно этим историческим записям, можно смело предположить, что современную мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа во второй половине XIX века.
Первые образцы мандолины можно встретить в музеях Европы и Америки. Ну а самая ранняя из ныне существующих мандолин датирована 1744 годом.
Если же говорить о России, отметим, что мандолина была весьма популярна и в досоветское, и в постсоветское время. Звучание этого инструмента можно было услышать в фильмах и в выступлениях самодеятельных коллективов народов СССР наравне с национальными инструментами.
Незабываемая мелодия, или Как звучит мандолина
У мандолины очень тонкое, приятное, но при этом яркое, звонкое и, без преувеличения, благородное звучание. Именно поэтому инструмент стал излюбленным в высшем обществе.
Звуки, издаваемые мандолиной, короткие, поэтому, чтобы продлить их, музыканты любят использовать технику «тремоло». На мандолине при желании можно переиграть даже рояль или аккордеон.
Мандолина активно используется в таких музыкальных направлениях, как блюграсс, кельтская музыка, джаз и классическая музыка. А современные электроакустические возможности инструмента позволяют играть на нем в достаточно «громких» музыкальных стилях.
Если вы думаете, что никогда не слышали мандолину (ну или сомневаетесь в этом), то вспомните, например, знаменитую мелодию R.E.M. Losing my religion. Да, да, там играет именно она. Ее же можно услышать в композициях Led Zeppelin, Nightwish, In Extremo, Metallica, STIX, Jethro Tull, Paul McCartney, The Doors и других. А началась эта популярность с величайшего американского музыканта Дэйва Аполлона. Он умер в 1972 году, но на старых записях его игра на мандолине звучит более чем современно.
Ни с чем не перепутать, или Как выглядит мандолина
Корпус мандолины (обычно деревянный) имеет каплевидную форму и состоит из набора ребер, выполненных из твердых пород дерева (клена, вишни, черного дерева, палисандра и т. д.). Деки выполнены обычно из ели, иногда из кедра. Верхняя дека мандолины плоская, в итальянском классическом (неаполитанском) варианте имеет перегиб в области подставки. Нижняя дека в этом случае выпуклая, напоминающая по форме половинку груши, состоящую из отдельных сегментов.
Гриф мандолины может быть изготовлен из лиственницы, кедра, клена, палисандра и т. д. Мандалина похожа на лютню, но «шея» ее грифа гораздо короче, чем у лютни, и имеет десять металлических (или из слоновой кости) ладов. Накладка грифа выполняется чаще всего из палисандра или черного дерева, заходит на верхнюю деку, крепится к ней без зазоров и может нависать над розеткой. Имеет дополнительные лады, число которых может доходить до двадцати четырех.
Головка грифа плоская, с прорезями для колков. Колки традиционно выполнялись из дерева или кости и крепились также с помощью деревянных гвоздей, у современных мандолин они в основном механические металлические и могут крепиться к головке грифа и без прорезей.
Верхний порожек и подставка изготавливаются из прочной древесины или слоновой кости. Подставка, не имеет крепления и может двигаться для настройки.
Струнодержатель может быть выполнен из металла, слоновой кости или дерева.
Сколько струн у мандолины, зависит от ее типа (об этом ниже). Они изготавливаются из высокоуглеродистой стали, а обмотка – из посеребренной стали, бронзы, фосфорной бронзы, меди, никеля, латуни, реже серебра, толщиной 009p-012p-021w-036w, 010p-014p-024w-038w или 011p-015p-026w-040w. «P» означает, что струны без обмотки (plain в переводе с английского – «ровный», «гладкий»), «W» указывает на струны с обмоткой (wounded — «обмотанный»).
Разновидности мандолины: A, F, неаполитанская и другие
На сегодняшний день выделяют следующие разновидности мандолин:
- Неаполитанская.
- Миланская.
- Португальская.
- Мандриола.
- Мандола.
- Мандолина октавная.
- Мандочелло.
- Лаоуто.
- Мандо-бас.
- Сопранино мандолина.
- Ирландский бузуки.
- Цистра.
Они различаются по числу струн и форме корпуса.
Самым распространенным типом мандолины считается неаполитанская, хотя и другие широко используются в самых разнообразных музыкальных стилях и направлениях: от музыки Ренессанса до рока.
Неаполитанские мандолины отличаются миндалевидным и выгнутым, словно шар, корпусом, изготовленным из изогнутых досок. Такой инструмент имеет четыре двойные струны, строящиеся в унисон, повторяющие строй скрипки. Аппликатура такой мандолины – скрипичная.
А в США очень распространена мандолина блюграсс.
Для игры на мандолине существуют два основных направления:
- академическая традиция;
- кантри.
Из академической вырастают разновидности, используемые в кельтской музыке, бразильской и т. д.
Кантри развивалась с А-style формы классической мандолины, но ее F-style – это уже совершенно отдельная и очень популярная разновидность.
Мандолины А-стиля имеют каплеобразную и овальную форму. Данный термин появился от А-типа мандолины Гибсона, произведенной в начале XX века. Большинство инструментов данного типа имеют резные верхушки и спинки, в некоторых случаях могут быть арочными, как на скрипке. Мандолины А-стиля с арочными элементами часто имеют плоскую спинку, чтобы можно было отличить их от чашевидной мандолины, и могут быть больше похожи на гитару. Модели A-стиля популярны среди классических, народных и кельтских музыкантов.
Мандолины F-стиля обычно имеют точки деки на нижней стороне инструмента, что тонко влияет на звучание и обеспечивает точку опоры на бедра сидящего музыканта. Некоторые современные скрипичные мастера и производители мандолин создали ответвления и позаимствовали некоторые атрибуты из оригинальных моделей F-стиля, но добавили свои собственные современные штрихи. Мандолины F-стиля, иногда называемые флорентийскими мандолинами, являются первым выбором для большинства блюграсс- и кантри-музыкантов.
Миланская мандолина отличается тем, что имеет пять двойных струн.
У португальской корпус, а значит и верхняя, и нижняя деки почти плоские, наличествует обечайка. На верхней деке у грушевидной мандолины имеется резонаторное отверстие в виде розетки, а у плоской – эфы. Розетки часто инкрустированы.
Мандриола или трихордия (сицилийская мандолина) – среднеевропейский вариант инструмента с четырьмя тройными струнами, обычно используется в мексиканской народной музыке. Нижняя тройная струна мандриолы (соль, G) может строить в унисон либо через октаву.
Мандола (называемая также мандора, мандоле, пандурина, бандурина, тенор-мандола) является предком мандолины и имеет мензуру около 16,5 дюймов (420 мм) и строй C-G-D-A. В наши дни они тоже выпускаются.
Мандолина октавная настраивается на октаву ниже мандолины. Имеет мензуру 20–23 дюйма (500–584 мм), строй G-D-A-E.
Мандочелло – вид мандолины, который имеет размеры и мензуру, близкие к гитаре – 25–27 дюймов (635–686 мм) и строй C-G-D-A.
Лаоуто – близкий «родственник» мандочелло, имеет мензуру 28 дюймов (712 мм), строй C-G-D-A и используется в континентальной Греции.
Мандо-бас создан на основе контрабаса, имеет такую же мензуру – 43 дюйма (1100 мм), бывает восьмиструнным (как классическая мандолина) и четырёхструнным. Строй четырёхструнного мандо-баса – E1-A1-D2-G2, восьмиструнного – G1-D2-A2-E3 или C1-G1-D2-A2.
Сопранино мандолина (или малая мандолина) встречается довольно редко, но всё же существует. Имеет мензуру 9,5 дюймов (240 мм) и строй C4–G4–D5–A5.
Ирландский бузуки (или зук) имеет с мандолиной общее устройство: четыре двойные струны, настраиваемые попарно. Мензура 21–24 дюйма (530–610 мм), строй G-D-A-E или G-D-A-D.
Также к семейству мандолин можно отнести современную циcтру, у которой пять двойных струн, настраиваемых как D-G-D-A-D или G-D-A-D-A, мензура 20–22 дюйма (500–550 мм), по звучанию она напоминает октавную мандолину с дополнительной парой струн.
Дело техники, или Как играть на мандолине
Мандолина предполагает игру как сидя, так и стоя. При игре сидя обычно одна нога перекидывается через другую и на нее опирается корпус инструмента. Игра стоя требует дополнительного напряжения рук для поддержки инструмента, поэтому удобнее использовать ремень. При этом гриф приподнимается немного вверх к левому плечу (если вы правша, конечно).
Техника игры похожа на игру на гитаре: большой палец охватывает шейку грифа, а остальные четыре пальца находятся над накладкой и прижимают струны к ладам. Для максимально быстрой игры пальцы не должны слишком высоко подниматься над струнами. Помимо игры на отдельных струнах, используются и аккорды.
Для игры правой рукой на мандолине чаще используют медиатр или даже птичье перо, как в старину (эта техника возвращается в моду, считается крутой и, согласитесь, так и выглядит).
Медиатор держат в правой руке, зажимая между большим и указательным пальцами. Чтобы не застревать между струнами, его рабочая часть должна выдвигается из пальцев не более чем на 5–6 мм. Остальные пальцы в активной «работе» не участвуют. Рука предплечьем опирается на корпус чуть выше струнодержателя. Кисть, нависая над подставкой, располагается в продольной оси струн. Удары по струнам наносятся только движением кисти сверху вниз и снизу вверх с одинаковой силой. Тембр звука меняется в зависимости от места нанесения ударов: ближе к подставке или к грифу он более резкий, дальше – мягче. Оптимальное место извлечения звука – над резонаторным отверстием, в случае его отсутствия (эфы) – в 4–6 см от нижнего края накладки грифа.
Как настроить мандолину
Традиционно инструмент настроен «соль-ре-ля-ми», от низкой к высокой. Если вы правильно держите его, самая высокая пара струн находится ближе к полу. Новичку за настройкой, конечно, стоит обратиться к профессионалам. Опытному музыканту – не забывать самому заниматься настраиванием инструмента регулярно, использовать тонер.
Основные приемы игры на мандолине: удар вниз – удар вверх – переменный удар – тремоло (быстро повторяющееся чередование ударов вверх и вниз).
Также используются красочные приемы игры на струнных щипковых инструментах: скольжение (скрипичное спиккато при игре аккордами), глиссандо, вибрато, пиццикато, пришедшие из гитарной техники: hammer on, pull off и bend, расгеадо, пульгар, тамбора. А также флажолеты и мелизмы (украшения): форшлаги, морденты, группетто, трели.
Металлические струны мандолины издают короткий звук, поэтому протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука – тремоло.
***
Ну что, захотелось поиграть на мандолине? Не ограничивайте себя. Этот инструмент считается простым в освоении. Ну а где его приобрести, вы, конечно, знаете – в магазине POP-MUSIC.