В каком порядке применять плагины при микшировании?
Если у вас пока недостаточно опыта в работе со звуком, то перед вами обязательно встанет вопрос: «Каков правильный порядок применения плагинов в процессе микширования?». Скажем сразу, что абсолютно правильного ответа нет, так как порядок зависит от исходного материала, от ожидаемого результата и от индивидуальных предпочтений.
А так ли важно, в каком порядке использовать плагины? Да, важно. Плагин будет по-разному влиять на звук в зависимости от его положения в цепочке эффектов. Знание того, как порядок расположения плагинов влияет на конечный звук, может помочь вам правильно его подкорректировать для получения лучшего результата.
И хотя универсального решения о порядке следования плагинов в цепочке эффектов нет, существует традиционный и широко применяемый порядок, который носит характер рекомендаций, а не жестких правил. Заметим также, что использование одного и того же порядка применения плагинов может привести к разным результатам, в зависимости от исходного звука, поэтому включайте голову и слушайте, меняйте порядок, удаляйте и добавляйте плагины по своему вкусу. Итак, общие рекомендации по последовательности применения плагинов будут следующими.
1. Gain Staging
Gain Staging – это процесс управления смежными уровнями громкости для предотвращения появления шумов и различных искажений. В основе процесса лежит усиление сигнала до последующей его обработки, чтобы после применения различных эффектов на каждой дорожке баланс сохранился, и микс звучал приятно и чисто.
И тут важно соблюдать слои и понимать понимании зависимость количества сигналов от усиления частоты. Чтобы при наслаивании сигналов не образовывался пик громкости, используют gain staging для усиления самого важного элемента на каждый частоте, при этом остальные элементы оставляют существенно тише и незаметнее.
Установка усиления первым в цепочке плагинов позволяет настроить уровни громкости перед дальнейшей обработкой цифрового сигнала. Вы также можете использовать плагин усиления на любом этапе обработки сигнала, чтобы предотвратить его обрезку.
2. Сатурация (Saturation)
Сатурация – эффект насыщения звука дополнительными гармониками и обертонами, в результате чего звук приобретает глубину на НЧ, теплоту – на СЧ и звонкие ВЧ. В доцифровую эпоху сатурация была естественным эффектом для сигнала, прошедшего через ламповые и транзисторные устройства. Теперь же звукорежиссеры получают стерильный цифровой сигнал, без окрашивания. Именно для окрашивания и получения привычного, богатого звука применяют сатурацию.
Сатурация добавляет звуку характера, теплоты, насыщенности и плотности, а также помогает транслировать звук на небольших динамиках, которые не могут полноценно воспроизводить низкие частоты, таких как наушники, ноутбуки и телефоны.
Установка плагина сатурации перед эквалайзером позволяет последнему сократить или свести к минимуму нежелательные частоты гармоник, создаваемые сатурацией. Однако вы можете использовать плагин сатурации и для насыщения в конце микширования.
3. Субтрактивный (ослабляющий) эквалайзер (Subtractive EQ)
Субтрактивный эквалайзер – это эквалайзер, ослабляющий частоты, а точнее устраняющий проблемные частоты для создания четкости звука. Цель применения данного плагина состоит в том, чтобы очистить звук и свести к минимуму ненужные частоты, которые могут усиливаться компрессией.
Субтрактивный эквалайзер – это исключительно полезный инструмент для придания вашему миксу дополнительного пространства, необходимого для того, чтобы все частоты засияли относительно остальной части вашего трека. Применяйте субтрактивный эквалайзер, когда вам нужно очистить определенные частоты, освободить место для выделенного инструмента в вашем миксе или вырезать нежелательный шум.
Вы можете уменьшить или удалить частоты из двух дорожек, которые накладываются друг на друга, чтобы каждая часть была четко слышна в миксе. Такой способ предпочтительнее усиления одной из отдельных дорожек, так как попытка компенсировать избыточное усиление может разрушить баланс микса при неправильном использовании.
Избегайте усиления на этом первом этапе эквализации. Лучше усилить частоты вторым эквалайзером после внесения корректирующих изменений с помощью Subtractive EQ и компрессии.
4. Компрессия (Compression)
Компрессия или сжатие аудио – это процесс уменьшения динамического диапазона сигнала, который отражает разницу между самыми громкими и самыми тихими частями сигнала. Компрессор сжимает динамический диапазон, устраняя слышимую разницу между громкими и тихими частями звука. То есть компрессия сглаживает динамический диапазон для поддержания постоянного уровня звука. В результате применения данного плагина исчезают перепады уровня: резкие рывки по громкости вверх, делающие сигнал крикливым, и неожиданные провалы вниз, в которых звук становится заметно тише.
Однако неправильное использование данного эффекта может снизить эффектность звука, поэтому применяйте сжатие только при необходимости. Применение компрессии после субтрактивного эквалайзера предотвращает запуск сжатия нежелательных частот.
5. Аддитивный эквалайзер (Addictive EQ)
Это эквалайзер, усиливающий частоты. После выполнения корректирующей работы с субтрактивным выравниванием и сжатием попробуйте сформировать тон с помощью аддитивного эквалайзера. Аддитивный эквалайзер может усилить звук так, чтобы он был более заметен во всем диапазоне частот, например, усилить звучание инструмента во время припева для более полного звучания или на протяжении всей композиции.
Лучший способ сформировать тон – использовать эквалайзер с аналоговым моделированием. Аналоговые эквалайзеры имитируют схему и музыкальный характер своих классических аппаратных аналогов. Эквалайзеры с аналоговым моделированием также придают вашей музыке теплоты, ударности и блеска.
Обычной практикой является использование комбинации цифровых и аналоговых эквалайзеров. Например, цифровые эквалайзеры отлично подходят для коррекционной работы, потому что они обеспечивают точное, гибкое и прозрачное звучание. В то время как аналоговые эквалайзеры идеально подходят для тональной работы и придания яркости. Они превосходно подчеркивают или ослабляют определенные частотные диапазоны в широкой музыкальной манере для достижения четкости.
6. Эффекты модуляции (Modulation)
После достижения идеального частотного баланса и динамического диапазона при необходимости добавьте эффекты модуляции. К наиболее распространенным эффектам модуляции относятся chorus, flanger, phaser, tremolo, stereo width и auto-pan – их применяют, чтобы придать звуку динамику, глубину и характер.
Обычно модуляционные эффекты применяют после корректировки звука в пост-продакшн, но можно сделать это и до. Опять же, четких правил нет. Можно использовать эффекты модуляции перед субтрактивным эквалайзером и компрессором. Такой вариант выглядит весьма логично, если вы хотите очистить звук и смягчить его динамику после применения эффектов. Ориентируйтесь на свой слух.
7. Реверберация и задержка (Reverb и Delay)
Эффекты реверберации и задержки обычно применяют ближе к концу цепочки плагинов. Эти эффекты, связанные со временем звучания, придают вашему миксу ощущение пространства и полноты.
Порядок применения этих двух эффектов также имеет значение. Например, при их совместном использовании обычно применяют delay перед реверберацией. Таким образом, реверберация не размывает звук до того, как он подвергается эффекту задержки.
8. Лимитер (Limiter)
Лимитер выравнивает уровень громкости до определённого лимита и предотвращает клиппинг и другие неприятные искажения и перегрузки сигнала. Применение лимитера – важная составляющая завершающих этапов работы над миксом, которая делает звук чище и насыщеннее, а сам микс более плотным и однородным. Несмотря на то, что лимитерами чаще обрабатывают весь микс в целом, этот инструмент иногда применяют для контроля за отдельными сигналами.
Лимитер используют в конце цепочки эффектов, чтобы контролировать динамику, объединить звуки, повысить уровни и добавить мощности. Однако не каждый звук требует ограничения. Применяйте лимитер только по необходимости.
9. Side-chain компрессия
Side-chain компрессия создает разделение между элементами и помогает им пробиваться сквозь микс. Сайдчейн (или “боковая цепь”) – это функция, с помощью которой один сигнал “управляет” другим. Плагин с функцией сайдчейна “вешается” на управляемый сигнал, а в настройках выбирается управляющий сигнал из всех дорожек микса. Представьте ситуацию, когда есть два инструмента, конкурирующих по частотам и громкости, но пересекаются они не всегда. Тогда во время их пересечения управляющему (главному, trigger) отдается приоритет, а когда они не пересекаются, то управляемый (ведомый, source) инструмент звучит ярко.
Применение Side-chain в конце цепочки эффектов также помогает контролировать хвосты реверберации и задержки.
10. Громкость (Volume)
Применение данного плагина на завершающем этапе позволяет при необходимости дополнительно регулировать уровни сигнала или использовать автоматизацию громкости. Автоматизация – это важный процесс, который помогает сделать звучание вашей музыки более убедительным, захватывающим и динамичным.
Подытожив, скажем, что порядок расположения плагинов эффектов может существенно изменить результат микширования. Есть определенная логика в порядке использования плагинов. Однако этот порядок может не подходить для конкретного звука или задачи. Кроме того, не для каждого звука требуются все плагины эффектов, описанные выше. Попробуйте поменять местами эффекты, чтобы почувствовать разницу. Кроме того, попробуйте разные комбинации различных элементов, чтобы услышать, что звучит лучше всего. Можете воспользоваться нашими рекомендациями, но в любом случае ориентируйтесь на ваш слух, экспериментируйте. И успехов в творчестве!