Бесплатные VST плагины без пиратства — где брать?

Мир бесплатных синтезаторов, сэмплеров, драм-машин и средств звукорежиссуры огромен и прекрасен. То, что на планете оказалось столько компаний и программистов-одиночек, готовых часть своей продукции отдавать людям за спасибо, похоже на чудо.

К сожалению, «культура» пиратства породила ничем не оправданное снобистское отношение к бесплатным VST плагинам — особенно среди очень молодых музыкантов, саунд-продюсеров и битмейкеров. Многие из них смотрят на бесплатное проприетарное и свободное музыкальное ПО свысока.

Это ошибка. Опытные люди из музыкальной индустрии знают, что бесплатные VST-синтезаторы и другие виртуальные инструменты, а также звукорежиссерский стафф позволяют создавать сочно и современно звучащую музыку практически в любом жанре.

Пожалуй, единственное с чем не справляются бесплатные решения (сэмплированные инструменты) — это продакшн реалистично звучащей оркестровой музыки. Также могут быть некоторые трудности с фолком. Для этих жанров нужны специфические, сложные библиотеки сэмплов. Но со всем остальным — пфф! Нет проблем.

Бесплатные VST инструменты и обработку за вас уже опробовали и сделали обзоры

Не стоит вручную мучаться в поисковиках. За вас уже все сделали добрые люди. Вообще, отправляясь во вселенную бесплатного музыкального ПО, стоит полагаться на две вещи: «мудрость толпы» и личное тестирование.

Мудрость толпы сегодня корректней было бы назвать «силой сообщества». Поверьте, она велика. Вот только один пример. В далеком 2000-м году некий молодой британец Бен Тёрл, увлеченный компьютерной звукозаписью, захотел научиться веб-дизайну и заодно поделиться с миром патчами для тогдашних VST-синтезаторов.

Он назвал свой маленький интернет-закуток «KVR Audio», и сейчас уже не помнит, что это значило. К удивлению Тёрла, с ним очень быстро связались такие же увлеченные люди из разных стран, которые жаждали новостей и вообще любой информации о новых технологиях компьютерной звукозаписи.

И вот вам результат: сегодня Kvraudio.com — это огромное сообщество звукорежиссеров, музыкальных продюсеров, артистов, производителей музыкального ПО, специализированных журналистов, программистов-одиночек и аудио-фриков всех мастей.

К середине 2020-х KVR превратился в колоссально большой информационный ресурс обо всем, что происходит в мире технологий VST, Apple Audio Units (AU), AAX Avid, Propellerhead ReWire, включая цифровые рабочие аудиостанции (DAW) и музыкальное ПО для мобильных устройств.

Среди разделов гигантского и невероятно ценного KVR можно найти настоящий алмаз — это база данных «Лучшие бесплатные плагины». В ней содержатся сведения о большинстве существующих продуктов (3 600 штук!), среди которых бесплатные VST синтезаторы, сэмплеры, драм-машины, ромплеры, библиотеки сэмплов, хосты и огромное количество эффектов.

База составлена силами сообщества KVR и организована максимально удобно для пользователя. Все плагины расположены в порядке популярности, для каждого представлены не только скупые оценки в виде «звездочек», но и развернутые отзывы от живых людей.

В базе по желанию можно искать только синтезаторы, или только эффекты, или только виртуальные инструменты как класс, или бесплатные библиотеки для Kontakt, или одни лишь реверы и т. п. Это очень комфортно. И на странице каждого продукта содержится правильная ссылка на интернет-сайт его производителя, откуда плагин или библиотеку можно скачать.

Дополнительные и подробные сведения о том или ином бесплатном продукте можно в изобилии обнаружить на форумах KVR — там реализован расширенный поиск по ключевым словам.

Мало того, многие производители бесплатного музыкального ПО имеют на KVR отдельные официальные ветки технической поддержки, в которых отвечают на вопросы пользователей. Как видим, сила увлеченного сообщества — вещь серьезная.

Почему бесплатные VST синтезаторы круты

Некоторые из них когда-то были платными, но со временем перешли в свободный доступ без обновления и техподдержки. А многие продолжают обновляться создателями, и техподдержка для них тоже присутствует. По сути, это бывшие коммерческие продукты, которые делались ответственно и заработали своим авторам приличные деньги.

Таков, например, знаменитый бесплатный синтезатор Surge XT (входит в первую пятерку лучших на KVR). Его создал один из основателей Bitwig Studio (всемирно известная DAW), берлинец Клаас Йохансон.

Surge XT успешно продавался с 2005 года и был одним из первых проектов Клааса. С годами автору синтезатора перестало хватать времени и сил на поддержку продукта, и в 2018 году он перевел его в разряд свободного ПО и стал распространять бесплатно.

Однако программа не была брошена, ее подхватила группа программистов-энтузиастов именующая себя «командой Surge Synth». И в настоящее время Surge — один из самых часто обновляемых и улучшаемых бесплатных синтезаторов.

Его код считается хорошо оптимизированным, синтезатор отлично работает при создании музыки на старых и слабых компах, а звучит при этом монументально.

Некоторые критикуют интерфейс Surge — якобы он несовременный, но это досужие разговоры. Суть в том, что этот гибридный синт — настоящая, брутальная мощь — с 12-ю видами генерации звука, 8-ю блоками фильтров, 12-ю блоками LFO и набором эффектов, которые могут работать как на инсертах, так и на посылах.

К тому же сообщество любителей Surge постоянно генерируют новые пресеты к синтезатору, и он способен покрывать нужды музыкальных продюсеров в широком спектре жанров…

Многие бесплатные VST-синтезаторы производятся как урезанные варианты платных продуктов и представляют собой их «живую рекламу». При этом сами бесплатные синты имеют несомненную ценность и весьма функциональны — таков, например, популярный синтезатор Zebralette от U-he.

Он представляет собой «всего лишь» один осциллятор из платного плагина Zebra 2, но при этом чертовски полезен. Вот как говорит об этом малыше один из его пользователей:

«Я не могу обойтись без этого плагина! Я использую его для большей части своей электронной музыки и EDM. Мне нравятся любые синтезаторы, которые могут трансформировать пэды во времени, и у этого есть несколько способов это делать. Я так рад, что была выпущена 64-битная версия…»

Некоторые синтезаторы изначально были бесплатными, но все равно сделанными на совесть. Один из них — Crystal от Green Oak, использующий субстрактивный и FM-синтез. Он был выпущен более 20 лет назад, но заметьте — в 2022 году сразу несколько специализированных интернет-изданий включили его в подборку лучших бесплатных VST, и это о чем-то говорит.

А в базе данных KVR Crystal занимает 2-е место среди вообще всех 3 600 бесплатных плагинов. Его любят за уникальный звук. И да, время от времени плагин обновляется. В последний раз это происходило в феврале 2021 года. В частности в версию 2.5.8 была добавлена поддержка недавно выпущенного процессора М1 от Apple и 11-й MacOS.

Короче говоря, бесплатные VST синтезаторы могут быть очень качественными, функциональными и иметь уникальное звучание. Относиться к ним пренебрежительно неразумно — надо использовать на всю катушку!

Бесплатные плагины обработки тоже могут быть дивно хороши

С ними та же история, что и с синтезаторами — обычно они рекламируют более сложные продукты больших и малых компаний, но и сами по себе решают многие производственные проблемы музыкальных продюсеров и звукорежиссеров.

Некоторые изумляющие своим подходом разработчики порой отдают просто так целые пакеты плагинов VST обработки. Скажем, существует хорошо известная специалистам компания Melda Production, основанная в 2008 году в Праге опытным чешским программистом и музыкантом по имени Войцех Мелузин. И она в этом смысле рекордсмен.

Melda раздает без всяких условий пакет из 37 (!) VST плагинов, среди которых компрессор, ламповый сатуратор, ревербератор, 6-полосный эквалайзер с анализатором, фейзер, ринг-модулятор, плагин регулировки фазы, плагин для раздельного панорамирования отдельных частот, флэнджер и другие.

При скачивании MFreeFXBundle сайт Melda лишь застенчиво просит вас подписаться на почтовую рассылку, но не принуждает к этому, что отдельно радует.

По сути, этот набор навечно бесплатных плагинов закрывает процентов восемьдесят потребностей при сведении трека, если не больше. При этом плагины Melda звучат очень чисто и ясно, а их код исключительно хорошо оптимизирован, из-за чего они очень мало нагружают CPU.

Войцех Мелузин вообще большой фанат оптимизации, что связно с его личной историей. Он начинал программировать еще школьником, причем на ассемблере (в машинных кодах). Сегодня он работает на C++ — языке, сочетающим как свойства высокоуровневых, так и низкоуровневых языков. Персональный продолжительный опыт упрямой оптимизации программ позволяет Войцеху добиваться от своих плагинов отличной скорости, производительности и нулевой задержки.

Тестируя плагины Melda, вы обнаружите, что можете использовать на инсертах шин и отдельных дорожек десятки MCompressor, MEqualizer, MSpectralPan и других обработок, а ваш проект не будет при этом заикаться и тормозить — даже на очень скромном компьютере.

И эти плагины звучат! Например, MSaturator, имитирующий ламповое насыщение, очень хорош на барабанах и басах. Он гибок в настройках и позволяет добиваться максимально мясного, сочного, но очень теплого звука.

 

MCompressor — универсален. Он дает не только стандартное сжатие, но и максимизацию громкости, позволяет настроить жесткое, мягкое и линейное «колено», а также экспериментировать с его формой, чтобы получить интересные и странные динамические эффекты. Вы можете буквально «рисовать» форму «колена» в графическом интерфейсе плагина.

Вот как о нем (и эквалайзере от Melda) отозвался один из пользователей:

«Эта штука также невероятно универсальна, и я даже не собираюсь квалифицировать ее как «бесплатную», потому что она намного более универсальна, чем большинство других плагинов компрессоров, представленных на рынке…

…Если бы я был ограничен использованием только MCompressor (и никакого эквалайзера, кроме MEqualizer), я мог бы выполнить достойную работу по микшированию песни. Это может занять больше времени, и это может звучать не так гладко, как в случае, если бы я мог использовать все свои плагины, но я сумел бы это сделать»…

Продукты Melda — лишь один из многих ярких примеров. Есть и другие удивительные производители. Как мы уже выяснили, музыкантам по всему миру доступны более 3,5 тысяч бесплатных VST плагинов. Конечно, не все они однозначно хороши, но те, что в ТОПе — определенно круты.

Доверяя мнению коллег и лично тестируя плагины, вполне можно построить на базе своей DAW мощную виртуальную продакшн-студию. И, поверьте, даже опытные звукорежиссеры не отличат на слух трек, сделанный при помощи бесплатных инструментов, от трека, целиком построенного на платных (за исключением уже упоминавшейся оркестровой музыки).

Владимир Лакодин

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest