Война двух побережий. Конфликт, который перевернул хип-хоп
Рэп как жанр на данный момент является одним из ведущих в сфере музыкального бизнеса и популярности среди населения. Музыка рождённая в чёрных гетто стала насколько разнообразной благодаря конфронтации двух «школ» хип-хопа – East Coast и West Coast. Из-за соперничества этих течений, возникла очень широкая база, предоставляющая нам кардинально разное звучание, как в своё время это произошло с гитарной музыкой. Однако если в гитарной музыке поводом для развития служили технологические прорывы в области концертной звукорежиссуры и гитарного усиления, то здесь мы можем пронаблюдать буквально войну криминальных кланов, банд, так или иначе влияющих, или владеющих основными лейблами звукозаписи, как для восточного, так и для западного побережья. Имея разные взгляды на то как должна выглядеть хип-хоп культура, никто не стеснялся доказывать свою точку зрения на языке силы. Сегодня мы рассмотрим подробнее то как появился этот жанр, выделим основные различия этих двух течений и узнаем чем по итогу закончилась война двух побережий.
Музыка из гетто
Хип-хоп как субкультура возникла в США приблизительно в начале/середине 70-ых годов, в Нью-Йорке. Первое время, хип-хоп представлял собой своебразные DJ-сеты, где артисты ставили пластинки со старой «чёрной» музыкой и освежали их звучание, путём зацикливания каких-либо частей трека.
Поверх получавшейся конструкции, МС выкрикивал кричалки, для поддержания интереса публики к происходящему на танцполе. Одним из первых артистов, которые это придумали, был Клайв Кемпбелл, он же Kool Herc.
Со временем, МС стали переключать внимание публики с происходящего на вечеринке, на свои собственные истории, конфликты, проблемы и самое главное на так называемые «бифы» друг с другом. По сути это был формат рэп-баттла, в котором задача исполнителя была в том, чтобы доказать или опровергнуть претензии к отдельно взятому исполнителю в музыкальном формате.
Причины конфликта западного и восточного побережья
Война побережий, как и в целом конфликт рэперов из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, был продиктован в первую очередь различиями в быту. Пока В Нью-Йорке афроамериканцы находились за чертой бедности и прибегали к криминалу скорее из необходимости сводить концы с концами, то в Лос-Анджелесе во всю процветал бандитизм и тенденция объединения в банды, т. е. криминальный образ жизни был скорее осознанным выбором, нежели вынужденным решением. Это же касалось и тем для песен, пока рэперы восточного побережья рассказывали о тяжести жизни в гетто, желании выбиться в люди, рэперы западного побережья мечтали стать главой банды, или же рассказывали нам о жизни и быте членов банд, коими сами нередко и оказывались. Тем не менее, для государства оба лагеря были просто преступниками, в связи с чем довольно долгое время рэп был не самым желанным жанром, ни на радио, ни уж тем более для мероприятий связанных с награждением музыкантов за их творческие успехи.
Блэкаут 1977-го
История East Coast’a и всего рэпа в частности началась в 1977 году, когда на территории Нью-Йорка случилась крупная по масштабам гроза, в результате которой город был обесточен почти на сутки.
Этим не могли воспользоваться маргинальные слои населения, коих было предостаточно, ведь в 1973 году был отмечен колоссальный уровень безработицы и уровень недовольства населения таким положением дел не был ни для кого секретом. Что уж говорить о жителях чёрных гетто, в которых безработица, смешанная с исторической обидой на расовую сегрегацию, стала достаточным аргументом для местных, чтобы поживиться.
В итоге были ограблены сотни жилых домов и более 1500 магазинов, было зафиксировано около 1000 поджогов, а общий ущерб, по разным оценкам, составил от 300 млн до миллиарда долларов. По данным The New York Times, в эту ночь каждый полицейский сделал как минимум по 130 выстрелов. Некоторые — в воздух.
Вот, что рассказывал журналистам сержант полиции Роберт Мерфи :
«Это ночь зверья. Мы ловим пять-шесть мародеров, но на их место встает еще сотня. Мы бежим к магазину, который грабят, и люди вокруг предупреждают мародеров о нашем появлении. Все, что мы можем — это ненадолго отогнать бандитов. Но они тут же направляются на другую улицу и начинают грабить её».
Чтобы отвлечь силы и внимание властей, мародеры поджигали уже ограбленные здания и в городе заполыхали пожары.Так на Бродвее полностью оказался охвачен огнем участок длиной в два километра. По итогу к утру следующего дня, Нью-Йорк пополнился сотнями молодых ди-джеев, битмейкеров и т. д.
Стилистически рэп восточного побережья представлял собой серьёзную музыку на тему сложностей уличной жизни, социального неравенства и полицейского произвола, упор был на желание лирического героя выбиться что называется «из грязи — в князи». Сделали вклад в популяризацию жанра в середине 80-ых такие культовые группы и исполнители как:
• Beastie Boys
• Run-D.M.C
• Public Enemy
А позднее:
• Wu-Tang Clan
• Notorious B.I.G.
• Jay-Z
Именно с их подачи рэп вскоре стал массовым жанром, где артисты не стеснялись высказываться на социально важные темы. Что касается Public Enemy, стоит отметить что после выпуска альбома «It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back», в штатах впервые начали создавать законы, регулировавшие нормы в области авторского права, а именно — легитимное количество заимствований при сэмплировании. Ведь рэп основывался именно на сэмплировании чужих песен. Дерзость Public Enemy была на высоте, нарезав на сэмпл этот трек:
Они вставили его сюда:
А потом просто «развернули» сэмпл в другую сторону и вставили его в другой трек с этого же альбома:
Касаемо звучания, преобладал «грязный», агрессивных звук, использовались сэмплы известных джаз-исполнителей тех лет.
Gangsta’s Paradise
После середины 80-ых, градус интереса общества к восточному побережью начал постепенно угасать и на первый план стали выходить звёзды западного побережья, такие как группа N.W.A из Комптона. Ее участниками были культовые в будущем артисты:
• Dr.Dre
• Ice Cube
• Eazy-E
В песнях стало преобладать обилие текстов о криминальной жизни в гетто и во многом, именно рэперы из западного побережья популяризировали образ гангстера-героя боевика, с пушками, открытыми конфликтами с полицией и другими бандами. Если вы знакомы с игрой «GTA:San-Andreas», то этот пример подойдёт как нельзя лучше для визуализиции тем освещаемых рэперами западного побережья.
Звучание намного мягче, чем у коллег с востока, но текста и подача агрессивнее, остросоциальнее. Призывы к убийству или резкие высказывания относительно силовых структур — здесь обычное дело.
Развитие конфликта
Первым своё недовольство выразил исполнитель восточного побережья Tim Dog. В 1991 году Tim Dog записал трек F*ck Compton адресованный участникам группы N.W.A., где раскритиковал их мнимый авторитет и образ всемогущего гангстера. Вскоре, примеру Tim Dog’a последовали другие артисты восточного побережья.
Несмотря на то, что конфликт был исключительно медийным, вопрос перехода в горячую фазу был лишь вопросом времени. Ближе к середине 1990-ых в инфополе появляется молодая звезда — Тупак Шакур, он же 2Pac.
Родом из Нью-Йорка, рэпер в юношестве переезжает с семьёй в Калифорнию, где начинает свою музыкальную карьеру. Где в то время как раз набирает популярность рэп западного побережья и появляется один из самых скандальных лейблов звукозаписи, Death Row Records организованный подстать одиозным продюсером Шуг Найтом.
Первое время, 2Pac выступал неким «мостом» между побережьями, ибо родившись в Нью-Йорке, он с теплом отзывался об этом городе и во многом перенял стиль рэперов восточного побережья, привнеся его в западный рэп. Одним из друзей Тупака в Нью-Йорке, был Notorious B.I.G., на тот момент «король» восточного побережья подписан на лейбл Bad Boy Records.
Во многом Тупак выступал для Бигги в роли старшего брата, с которым последний часто советовался в творческих и деловых вопросах. Когда-то даже встал вопрос о возможном продюссорстве, но предложение было отклонено самим Тупаком, цитата:
«Оставайся с Паффи, бро. Он сделает тебя звездой».
Сам Тупак все чаще стал попадать в большие скандалы, авантюрные бизнес-проекты, судебные разбирательства и испытывал острую нехватку денег, когда состояние Бигги, как и его слава, росли в геометрической прогрессии. Тем временем конфликт двух побережий разгорался всё сильнее и повод для перехода в горячую фазу не заставил себя долго ждать.
Король умер, да здравствует король!
30 ноября 1994 года Тупак прилетел в Нью-Йорк для участия в записи трека для молодого исполнителя Little Shawn. За фит ему обещали крупную сумму, в чём Тупак нуждался (расходы на адвокатов, убытки в бизнесе и т. п.). К тому же, на записи они должны были встретиться с Бигги. Войдя в лобби здания на Тайм-сквер, где находилась студия, Тупак и его охранники стали жертвами ограбления. Грабители потребовали снять все драгоценности, однако Тупак отказался и получил 5 огнестрельных ранений. Чудом выжив, он решил что это, подстроил Бигги, так как он опоздал на встречу. Но разбираться в деталях не было времени, так как личные проблемы Тупака с законом дали о себе знать.(На следующий день после нападения у Тупака был назначен судебный процесс).
После судебных разбирательств, его признали виновным по делу об изнасиловании и незаконном хранении оружия. Тупак был приговорён к полутора годам колонии, с правом выхода под залог, суммой в три миллиона долларов. Такой суммой Тупак не обладал, в связи с чем отправился в тюрьму.
Спустя пару месяцев Бигги выпускает трек «Who Shot Ya?», который был воспринят как дисс на Тупака и косвенное подтверждение того что покушение заказал сам Бигги. Как говорил Бигги:
«Не несите хр*нь, я все ещё думаю, что этот ни**ер мой бро! Трек написан хр*н знает когда, до всего этого. Все это д*рьмо давно пора нормально обговорить. Это то, что я повторяю себе каждый день. Мне просто нужно с ним поговорить. Я никогда не диссил Тупака и никогда не поверю, что он думает, будто я мог так с ним поступить. Не с ним, не мог!».
Разумеется, никто Бигги не поверил. Сам же Тупак отвечал:
«Даже если этот трек не обо мне… Но разве он не должен был подумать, что выпускать такое сейчас… Ну, типа «да, трек не о нем, но я не буду дропать его сейчас, ведь он может решить, что трек о нем».
В это время появляется генеральный директор студии Death Row Records — Шуг Найт.
Он предлагает выплатить залог в обмен на то, чтобы Тупак подписал контракт с лейблом. Недолго думая, Тупак согласился, ведь он жаждал мести!
«Шуг, поверь мне, вместе мы на куски этих ни*еров порвём, уничтожим Bad Boy, уничтожим Бигги, порвём всех этих уродов! Я нужен тебе, ты нужен мне. Хип-хоп – это West Coast!».
Тупак вышел из тюрьмы под залог и сразу же подписал контракт с Death Row Records. Выпустив хит California Love, спродюсированный Dr. Dre, он раздал с десяток интервью где поливал грязью и Бигги и лейбл Bad Boy Records, а позже выпустил дисс Hit ‘Em Up, где намекал на половую связь с женой Бигги, критиковал его вес и грозился стать «убийцей плохих парней» (отсылка на название лейбла Бигги).
Однако Бигги, несмотря на волну недовольства среди исполнителей восточного побережья, наотрез отказался комментировать ситуацию и запретил выпускать любые «ответы» на дисы Тупака, под угрозой ухода с лейбла. Тем не менее, для самих лейблов, ситуация складывалась как нельзя лучше, конфликт двух бывших друзей по разные стороны баррикад продавался намного лучше, чем дружба.
В 1996 году после боя Майка Тайсона (на котором присутствовал Тупак, так как Тайсон был его другом), Тупак, Шуг Найт и их приближённые отправились в отель-казино MGM Grand, где у Шуг Найта случилась перепалка с членом банды Crips,
в связи с тем что он вёл дела с конкурирующей бандой Bloods.
Но, вместо того чтобы разбираться самому, Шуг Найт натравил на него Тупака, в связи с чем случилась потасовка после которой им пришлось покинуть заведение. Тупак со всей компанией собрался в клуб Шуг Найта Club 662, и во время поездки их машину с продюсером внутри, расстреляли.
Перед поездкой, Шуг Найт вызвался вести машину, хотя обычно ездил как пассажир, огонь же был открыт именно по пассажирскому месту — где сидел Тупак. В больнице его пытались спасти, однако попытки не увенчались успехом. 13 сентября 1996 года, по решению матери, врачи отключили Тупака от приборов искусственного жизнеобеспечения и констатировали смерть «короля» западного побережья.
По воспоминаниям жены Бигги, он очень переживал утрату своего друга, на публике появлялся в чёрном и почти не комментировал намеки, что он «заказал» Тупака. 9 марта 1997 года почти зеркально повторились события сентября в Лас-Вегасе. Неизвестный открыл огонь по пассажирскому месту, Бигги получил 4 огнестрельных ранения и умер в больнице так и не приходя в сознание.
Артисты Death Row Records догадывались что в этом замешан Шуг Найт и массово стали покидать лейбл, не желая ассоциаций с преступным миром, Snoop Dog позже обвинит Шуг Найта в обеих смертях, и в феврале 1997-го вместе с главой Bad Boy Records организует пресс-конференцию, на которой артисты обоих побережий объявят об отсутствии друг к другу претензий.
«Я не хочу говорить о вчерашнем дне. Я хочу поговорить о завтрашнем дне. Мы должны собраться вместе, пожать друг другу руки, призвать к миру и двигаться вперед», — заявил Snoop Dogg.
Заключение
В результате разного подхода к одной и той же технологии сэмплирования, мы получили кардинально разный музыкальный продукт, отличающийся стилем, формой, способами повествования. После завершения конфликта между побережьями, они начали активно перемешиваться и поглощать друг друга, по итогу дав нам очень разнообразный жанр, несмотря на его мнимую простоту. Многие рэп исполнители отошли от сэмплирования в пользу танцевального саунда, а например такие исполнители как Dr. Dre возвели в абсолют идею сэмплирования чужих песен.
В результате чего специально нанимали музыкантов, для исполнения и комбинирования тех или иных сэмплов. Будучи одним из самых популярных жанров музыки в мире, рэп давно вышел за рамки музыки улиц, став инструментом самовыражения для всех.