История барабанных установок с двумя бочками

Двойная бочка (double bass drum) или два бас-барабана в ударной установке – что это: способ выделиться или заставить звучать инструмент иначе? Для непосвященного человека все барабанщики звучат одинаково, что на самом деле далеко не так. Если вы не глядя послушаете установки с двойной бочкой и с одной, вы точно услышите разницу. Также у каждого ударника есть своя техника и манера игры, какие-то особенные приемы, кто-то отличается особой виртуозностью владения палочками и т.д.

Среди таких барабанщиков можно отметить Дэйва Ломбардо – участника таких коллективов как Slayer, Suicidal Tendencies, Dead Cross и The Misfits, Testament. Его техника игры является новаторской, и именно его журнал Drummer World назвал «крестным отцом двойной бочки».

Два басовых барабана в ударной установке не просто выглядят внушительно, но и звучат соответствующе. Многие ударники используют две педали на одну бочку либо двойную педаль, что позволяет усилить звук. Двойная бочка же помогает не только сделать звук громче, но и делает звук более богатым, разнообразным, позволяет создать красивый и сложный ритмический рисунок.

Двойные басовые барабаны пришли в рок-музыку из джаза. На таких установках играли Ник Мейсон (Pink Floyd), Митч Митчелл (Jimi Hendrix Experience), Джинджер Бейкер (Cream), Бэрримор Барлоу (Jethro Tull), Кит Мун (The Who). Все они являются признанными мастерами-ударниками.

Сегодня поговорим о том, кто придумал использовать двойную бочку и двойную педаль. Кто популяризовал их. Потому как Дэйв Ломбардо хоть и был назван «крестным отцом», но он был не первым, кто ввел в игру два барабана.

История двойного бас-барабана

Историю можно начинать с рассказа о будущей легенде джаза Луи Беллсоне, который будучи в 1939 году 15-летним учеником музыкальной школы с многообещающими способностями изобразил в установке два басовых барабана. Став барабанщиком, Беллсон предлагал производителям ударных свою концепцию использования двойной бочки, но его идеи отвергались. И только в 1946 компания GRETSCH году изготовили первую установку для Беллсона, воплотив его новаторскую идею в жизнь: два бас-барабана (20” х 20”), центральный барабан (18” х 26”), два барабана размером 13” х 9”, два барабанов размером 11” х 7” и напольные барабаны (16” х 16” и 18” х 16”).

40-е

Впервые Беллсон играл с двумя бочками на концерте в 1946 году, но, когда он выступал на концерте с королём свинга Бенни Гудманом, тому не понравилась идея использования двойного баса. Но когда Беллсон стал выступать с джазовым музыкантом Томми Дорси, тот оценил звучание двойного баса на сцене. Беллсон использовал двойные басы при исполнении своих сольных партий, например, в композиции «Skin Deep», для расстановки акцентов, а не для создания тяжелого ритма, который не был характерен для свинг-композиций.

Некоторые джазовые барабанщики поддержали идею Беллсона и стали использовать два бас-барабана. В их числе Сэм Вудьярд, Руфус Джонс, Эд Шонесси и другие. Однако, тогда использование двойных ударов по бас-барабанам казалось странным и не нашло массового одобрения.


50-е

50-е года отличились тем, что новые музыкальные коллективы росли как грибы и активно давали концерты на разных площадках. Играли они в основном джаз, в частности би-боп, которые не только не требовали двойного баса, но и привели к популярности бас-барабанов меньших размеров. Это было вызвано простой практичностью: маленькие барабаны было проще разместить в такси при переезде с концерта на концерт. Тогда «двойная бочка» потеряла свою актуальность.

60-е

В 60-х годах прошлого века наблюдался существенный рост популяризации музыки различных стилей, а том числе поп-музыки, рок-музыки, а также наблюдался рост творческой свободы, открывались новые теле- и радиостанции. В такое творческое время использование двух басовых барабанов в установке стало логичным экспериментом.

Джинджер Бейкер из группы Cream один из первых использовал два басовых барабана на сцене, чередуя удары по ним не только в соло, но и в ритмах. Иногда он производил удары по двум барабанам одновременно, чтобы добиться большей громкости и мощности на сцене, надеясь сравниться с мощными усилителями коллег по группе (Эрика Клэптона и Джека Брюса).

Митч Митчелл – ударник Jimi Hendrix Experience также некоторое время экспериментировал с двумя басовыми барабанами. Кит Мун из The Who’s, играл на двух первоклассных басовых барабанах в своей дикой постановке на сцене, в том числе стоя на них. Лучшие записи двойных бас-барабанов Муна пришлись на 70-е годы, но именно в 60-х он способствовал их популяризации.

Молодой барабанщик Кармайн Аппис проложил путь к настоящему, нарочито громкому року, играя на установке с двойным басом. Винни Эппис со своей ранней группой Vanilla Fudge перешел на два бас-барабана в 1969 году. Он остался верен двойному бас-барабану на протяжении всей своей карьеры, включая работу с Cactus, Беком, Богертом и Апписом, Родом Стюартом и другими.

70-е

В начале 70-х игра на барабанах вздохнула полной грудью и вырвалась на свободу. Телевидение и радио взорвались громкими выступлениями рок-барабанщиков, которые играли на двойной бочке: Black Sabbath (Билл Уорд), Black Oak Arkansas (Томми Олдридж), Mountain (Корки Лэйнг), Rush (Нил Пирт), Элвис Пресли (Ронни Татт) и другие. Если говорить не о роке, то можно отметить Эда Шонесси, игравшего в The Tonight Show с Джонни Карсоном, и несколько оригинальных фьюжн-джазовых групп, включая оркестр Махавишну с Билли Кобэмом (Billy Cobham) на барабанах.

На Кобэме следует остановиться отдельно. В зените популярности Махавишну Кобэм получил статус рок-звезды, которая исполняет сложный джаз-рок с потрясающими громкостью и скоростью. Кобэм, который играл в открытой позиции, оказал огромное влияние на барабанщиков, в частности на будущих икон двойной бочки, таких как Саймон Филлипс. Кобэм играл молниеносные быстрые синглы на своих двух бочках, двойные паттерны ударов в своих соло, а также в битах в песнях. Кобэм записал песню «Quadrant» для своего первого сольного альбома Spectrum в 1974 году. Благодаря этой мелодии неистовый звук двойного бас-барабана был навсегда запечатлен в аудио.

Успех Кобема и оркестра Махавишну положил начало периоду творческой игры на барабанах, в ходе которого выделились несколько инновационных барабанщиков, использующих двойную бочку в установке: Нарада Майкл Уолден, Честер Томпсон, Стив Смит, Барримор Барлоу, Марк Крэйни, Терри Боззио – это лишь немногие, кто использовал двойные удары, чтобы продвигать свирепые грувы и умопомрачительные соло.

Прогрессивная трактовка Боззио заливок, которые он демонстрировал в работе с Фрэнком Заппой, The Brecker Brothers и Джеффом Беком, предложила новый взгляд на использование двойной бочки на сцене. Его уникальные положения и совместные движения рук и молниеносно стали популярны среди барабанщиков. Он играл ритмы на своей гигантской ударной установке (в которой были аж четыре басовых барабана) и солировал на ней. Кстати, у Луи Беллсона в 60-х годах был комплект из пяти басовых барабанов.

80-е

Хард-рок и гламурные металл-группы 80-х часто использовали на сцене яркие и внушительные установки с двойной бочкой, но большинство групп просто имели их для вида, а не играла по-настоящему. Именно музыка тяжелого рока максимально располагала к использованию двойного баса: Томми Олдридж, Грегг Биссонетт, Эйнсли Данбар, Томми Ли, Ларс Ульрих и Алекс Ван Хален.

Причесанные рок-группы 80-х привели к появлению обратной реакции – рождению гранжа. На это новое поколение рокеров повлиял панк-рок, который не предполагает использования двойной бочки, но появились такие направления как спид-метал, трэш-метал, дэт-метал или блэк-метал, которые играли жестко и быстро, громко и отрывисто, молодыми людьми, полными идей. Такие группы, как Anthrax, Metallica, Megadeth и другие, накладывали гитарные риффы поверх ритма двойной бочки, но никто на спид-металлической сцене не имел такого влияния, как Дэйв Ломбардо с группой Slayer. Релиз Slayer 1986 года Reign In Blood, который оказал заметное влияние на известных барабанщиков, позволяет услышать просто пулеметный звук двойной бочки в очень быстром темпе. Дэйв Ломбардо с его быстрыми ногами и невероятной выносливостью, стал кумиром нового направления в игре на ударных установках с двойными бас-барабанами. Slayer были признаны королями нового стиля хард-метала: быстрее, темнее, тяжелее.

Что сейчас?

Новые метал-группы, которые являются последователями Black Sabbath, Metallica, Megadeth, Slayer определили судьбу контрабас-барабанов в современном роке. Классические ритмы на двойных бочках, которые Дэйв Ломбардо играл со Slayer, сейчас доведены до бешеных скоростей, о которых барабанщики прошлых поколений даже подумать не могли. А для молодых барабанщиков такие скорости являются обычным делом.

Такие барабанщики, как Джоуи Джордисон, Дерек Родди, Джин Хоглан, Джейсон Биттнер, Крис Эйдл р и многие другие, установили новые стандарты скорости и выносливости, которым подражают ударники по всему миру.

Боззио, Вирджил Донати, Томас Ланг, Марко Миннеманн и несколько других прославились тем, что их ноги не отстают от рук, они смешивают комбинированные удары в плотный ритм ударной установки. Большинство из них являются сольными исполнителями с фантастически сложной и иногда экстремальной техникой.

Лэнг, например, дал название тому, что он и другие делают. Он называет это «оркестровкой с несколькими педалями», и это позволяет ему самому создавать ударные лупы и другие партии, созданные несколькими ударниками или компьютерами в студии.

Кстати, о педалях

Впервые педаль для бас-барабана была представлена в 1900 году компанией SONOR DRUM. Уильям Ф. Людвиг в 1909 году сделал педаль для бас-барабана примерно такой, в каком виде она используется в современной ударной установки.. Педаль работает по следующему принципу: нажимается подножка, натягивается цепь, ремень или металлический приводной механизм, колотушка или молоток попадают в головку барабана. Всё. Это простой механизм. Колотушка обычно изготавливается из войлока, дерева, пластика или резины и крепится к металлическому стержню. Система педалей и колотушек смонтирована в металлической раме, устройство натяжения, контролирует величину давления, необходимого для удара, и величину отдачи при отпускании.

Педаль двойного бас-барабана

Для двойных бас-барабанов можно использовать как отдельные две педали (для каждого барабана своя), так и одну двойную педаль, которая работает почти так же, как и обычная одиночная педаль, но со второй подножкой, управляющей второй колотушкой, так называемый кардан.

Иную конструкцию имеет симметричная двойная педаль Шлейшмана (Sleishman) для бас-барабана, история создания которой следующая: в начале 70-х повстречались австралийский барабанщик и изобретатель Дон Шлейшман и барабанщик Эван Биддл. У второго была плохо развита левая рука, поэтому для заполнения пауз в игре он использовал второй басовый барабан. Тогда Шлейшману пришла оригинальная идея дополнить установку с двумя бочками устройством, которое облегчило бы игру музыкантам-инвалидам. Тогда Шлейшман изготовил прототип двойной педали для Эвана Биддла, затем на заказ для друзей в течение нескольких лет и только в 1978 году запустил их в широкое производство. С тех пор почти каждая барабанная компания предлагает свой вариант двойной педали Дона Шлейшмана.

  

Двойная бочка или двойная педаль?

Использование двух басовых барабанов в ударной установке в сочетании с умением владеть ими поможет вам оживить любой драм бит. Но можно ли вместо двух барабанов просто использовать двойную педаль (кардан)? Отличия в звуке есть.

При игре на одном бас-барабане быстрым битом, он выдает короткий, как бы обрезанный звук. Когда вы делаете это на двух барабанах, звук получается не только громче, но и богаче, особенно если барабаны настроены неодинаково.

Работать с одиночной педалью приятнее. Дело в том, что любая двойная педаль (с прямым приводом, с ременным приводом, или цепным приводом) имеет небольшую задержку слева. То есть вы используете двойную педаль для одного бас-барабана: это две подножки и соответствующие им две колотушки, причем левая немного, но отстает. Два басовых барабана позволяют использовать две отдельные педали для двух разных барабанов и не зависеть от времени срабатывания механизма.

Использование кардана более бюджетно по сравнению с двойной бочкой и двумя педалями. Но при игре на двух басовых барабанах, звук становится более ярким и насыщенным.

Иногда второй бас-барабан настраивается по-другому, что вносит разнообразие в ноты, создавая тем самым более тонкий и богатый звук. Техника игры на двойной бочке может быть различной, чаще всего это простые чередующиеся одиночные удары. Но для наращивания скорости игры некоторые барабанщики используют технику “пятка-носок”, когда за одно движение ноги барабанщик может выполнить два удара, что помогает сохранить силы при быстром темпе игры.

Сегодня без двойной бочки не обходится ни один тяжелый жанр – death, doom, mathcore, grindcore и прочие. Попробуйте и вы добавить объема и силы звучанию вашей ударной установки. Экспериментируйте и пробуйте что-то новое.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest