Автоматизация в Cubase, Reaper и других DAW – что это такое, и как ее не бояться

Многие музыканты, начинающие работать с цифровыми аудио станциями, некоторое время избегают использовать автоматизацию, не желая погружаться в ее изучение. Эта функция DAW может быть непонятна интуитивно.

И графически кривые автоматизации в проекте могут выглядеть пугающе, особенно когда крутишь всего лишь одну ручку, скажем, на эквалайзере, а DAW тут же рисует тебе минимум три, а часто больше кривых ниже редактируемого трека, и каждая ползет в свою сторону, и что это такое вообще — а-а-а-а-а!..

На самом деле автоматизация — добрый и верный друг любого музыкального продюсера. Попробуем представить себе, что она делает, наглядно. Вообразите реальную ситуацию из недалекого прошлого. На дворе 1990 год. В маленькой студии энтузиасты записывают танцевальный трек.

Запись ведется на катушечный магнитофон через пульт «Электроника ПМ-03». Источником части фонограммы является секвенсор «железного» синтезатора. «Медь» барабанов сделана на драм-машине, и заведена в пульт на отдельный канал.

Авторы хотят, чтобы хэт на протяжении всего трека менял свое звучание от приглушенного «пщ-пщ» до звонкого «тц-тц» и обратно. Что им приходится делать? Один из музыкантов садится за пульт и на протяжении трех с половиной минут во время записи на магнитофон крутит ручку высоких частот на канале с «медью». При этом очень старается делать это без рывков и несовпадений с ритмом песни.

Конечно, за первый проход записать эффект не получается, и за второй не получается — то рука срывается, то выходит слишком сильный срез высоких частот, то не удается правильно расположить эффект в куплетах-припевах. Все матерятся, рвут на себе волосы и пробуют снова и снова…

Так вот, автоматизация в DAW делает описанную выше работу сама и настраивается буквально за одну минуту. Помимо всего остального, виртуальные студии Cubase, Reaper и любые другие умеют записывать в так называемые «треки автоматизации» (или «кривые») практически любые действия, которые вы совершаете в реальном времени с микшером, а также с ручками плагинов, виртуальных инструментов и т. п.

Но счастье музыкального продюсера не только в этом. Сами действия, оказывается, можно и не совершать — это занимает время и требует офигительной точности управления мышью. В DAW «действия» легко «рисуются» на специальных автоматизационных субтреках при выключенном воспроизведении, а потом умная цифровая студия их преотлично воспроизводит. Будто бы целая команда людей стояла у ручек пульта, ручек синтезаторов и приборов эффектов и крутила их, крутила…

Между прочим, именно такое действительно происходило в студиях знаменитых групп при записи их песен — в те, времена, когда еще не построили «железные» пульты, умеющие запоминать хотя бы автоматизацию громкости. Например, Beach Boys к кручению ручек во время записи порой привлекали даже… уборщиц.

 

Для лучшего понимания начните с автоматизации громкости

Практически в любой аранжировке нам бывает нужно на какое-то время сделать громче солирующий инструмент или наоборот задвинуть одну из партий на задний план. Лучший способ сделать это в DAW — нарисовать для требуемой дорожки кривую автоматизации.

Хотя нередко новички изворачиваются при помощи использования разных Velocity (скорости или «силы» нажатия клавиши на MIDI-контроллере) для разных частей инструментальных партий. Если, конечно, это позволяет патч виртуального инструмента — синтезатора или сэмплера.

Чем пример громкости хорош для понимания процесса — тем, что он нагляден и отчетливо слышен ушами. Кроме того, кривая автоматизации громкости под дорожкой в проекте возникает лишь одна и не запутывает новичка.

Кстати, при помощи автоматизации можно управлять громкостью FX треков. Допустим, вы используете в проекте два ревера и один дилэй. Они работают каждый на своем треке эффекта и подмешиваются к дорожкам фонограммы в секциях Send (посылы).

И вы, скажем, хотите сделать в треке паузу, причем «глухую» — чтобы заткнулись вообще все, включая «хвосты» реверов и дилэя (довольно эффектный прием, несмотря на его простоту).

Если посмотреть на FX дорожку внимательно, например, в Cubase — на ней мы увидим надпись Volume, справа от которой вдоль всего трека будут тянуться серая ровная линия. Это она и есть — автоматизация громкости. Ее линия — пока не curve (кривая), а прямая. Ведь громкость дорожки еще постоянна. (Здесь и далее приводятся примеры для Cubase, но в других DAW действия похожи).

В нужном месте нашего трека — там, где предполагается «глухая» пауза — мы можем прямо мышью поставить на этой прямой линии ключевые точки и «нарисовать» между ними «яму» громкости эффекта. То же самое повторим на других FX треках. И тогда на этом отрезке звучание эффектов прекратится…

Чтобы все это попробовать, стоит накидать в DAW тестовый проект. Быстренько создать в нем простейшие партии нескольких инструментов, добавить какие попало FX дорожки ревера и дилэя и начать «рисовать» под всеми дорожками кривые громкостей.

При проигрывании созданной вами автоматизации на виртуальном пульте начнут резво ездить вверх-вниз фейдеры громкости. Ведь DAW все запоминает — так же, как и партии ваших инструментов. Это наглядно, красиво и побуждает учиться дальше 🙂

Попробуйте теперь автоматизировать панораму

Простой эффект, когда звук «переезжает» из одного уха в другое (скажем, из левого канала в правый) делается при помощи автоматизации на раз-два. Черновой его вариант можно нарулить прямо в пульте на нужном канале.

Включаете на канале красную кнопочку «W» (Write automation – «Записывать автоматизацию»). Запускаете воспроизведение нужного фрагмента трека. И смело крутите панораму выбранной дорожки влево-вправо.

DAW запишет ваши действия, и под дорожкой инструмента появится кривая автоматизации панорамы. Если для кривой громкости ее движение вниз-верх будет означать «тише-громче». То для кривой автоматизации панорамы оно будет означать «влево-вправо». Кстати, «посередине» для ориентации появится бледная разметочная линия.

 

Опять-таки мышью можно исправить кривую, выровнять по темпу и ритму. Затем следует выключить на дорожке красную кнопку «W» и оставить включенной зеленую кнопку «R» («Читать автоматизацию»). С этого момента DAW будет проигрывать трек с движением в нем панорамы — таким, каким вы его задумали.

Тоже очень наглядно, просто и ничуть не страшно. Если в выбранном для автоматизации панорамы фрагменте дорожки автоматизировать еще и громкость, то при классическом виде проекта обе кривые появятся ниже дорожки инструмента — одна над другой. Все понятно, ничего не запутано — редактируй сколько влезет. При желании можно спрятать кривые автоматизации и раскрывать их лишь при потребности в редактировании.

Что если автоматизация пишется сразу в несколько кривых (треков автоматизации)?

Допустим, вы хотите сделать классический эффект фильтра среза частоты. Например, сначала ваш инструмент начинает бубнить на низких и средних частотах, а потом постепенно «раскрывается» во всем частотном спектре.

С включенной кнопкой «W» начинаем крутить стоковый параметрический эквалайзер, и, о «ужас», — под дорожкой появляется сразу три кривых автоматизации. На самом деле — ничего страшного. Однако кривая — это gain — величина, на которую вы усиливаете или ослабляете уровень сигнала. Вторая кривая — собственно частота среза. А третья — кривая включения-выключения ручки (strip) эквалайзера, которая задействована в процессе.

Кривые, на которых ничего не происходит, можно спрятать. На каждой кривой есть обозначение, показывающее, кто это вообще у нас тут выступает. Это только на первый взгляд выглядит громоздко и хаотично. На деле в DAW все строго и хорошо организовано. Просто нужно привыкнуть к интерфейсу.

Автоматизация синтезаторов, эффектов и вообще всего на свете

Производители виртуальных синтезаторов, эффектов, сэмплеров обычно пытаются задействовать возможности автоматизации в DAW по максимуму. Ведь это естественный ответ на потребительский запрос музыкантов-пользователей софта.

Поэтому в известных платных и бесплатных синтезаторах многие или почти все ручки и/или фейдеры могут быть автоматизированы. Плагины как бы «подцепляются» к системе автоматизации DAW, и в треках (или субтреках — как кому нравится) автоматизации появляются кривые, отвечающие за ручки «внутри» плагинов.

То же касается плагинов эффектов. И если в них что-то не автоматизируется, то значит, производитель софта не предусмотрел такой возможности. Но такое нынче редкость.

В DAW возможно автоматизировать такие вещи, о которых новички в этом деле и не догадываются. Например, на FX треке дилея в секции sends может подмешиваться отдельный ревер (с отдельного трека) и другие плагины (в inserts), или и то, и другое. Они могут окрашивать повторения, производимые дилеем, эта окраска может меняться в реальном времени и, конечно, делает это при помощи автоматизации.

Продвинутые саунд-дизайнеры работают с FX треками столь же смело, как и с дорожками виртуальных инструментов, и порой выстраивают такие цепочки автоматизации, что это отдает неким благородным безумием.

Меж тем и они организованы вполне аккуратно, доступны для понимания, изучения и применения в личной практике. Другими словам, автоматизация в DAW создана не для того, чтобы мучить музыкантов-гуманитариев, а им в помощь. Просто требуется не спеша разобраться, начав с малого.

 Владимир Лакодин

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest