VST ревербераторы: что такое convolution reverb, и как его использовать
Сверточная или конволюционная реверберация — это с одной стороны специфический, сугубо цифровой эффект, а с другой стороны — лучший способ получить в виртуальной студии наиболее естественное эхо, записанное в реально существующих помещениях, а также среди природных и рукотворных объектов.
Сегодня можно сидеть в домашней студии, записывать электрогитару и подключать к ней эффект, позволяющий слышать, будто вы играете в зале Сиднейской оперы или даже в соборе Нотр-Дам-де-Пари. Как такое возможно?
А вот как. Не так давно, в 1999 году, компания Sony представила первый в мире процессор сверточной реверберации DRE S777, способный моделировать в реальном времени отражения звука в физических помещениях. Он был основан на остроумной технологии воссоздания звучания реальных пространств и на деле существующих звуковых устройств — конволюционной.
Вкратце она работает так: в реальных помещениях — скажем, в той же Сиднейской опере — производят короткий щелчок определенной громкости, содержащий широкополосный звуковой сигнал. И записывают очень качественными микрофонами «хвост» реверберации помещения. Такой вид записи принято называть «импульсный отклик» (impulse response, он же «IR-импульс» на русском звукорежиссерском жаргоне).
Затем его помещают в специально созданный «железный» или виртуальный (скажем, VST) ревербератор, который, упрощенно говоря, смешивает любой аудиосигнал с «хвостом», имеющим свойства записанного в оперном зале эха.
Технология эта сравнительно молода, но сразу же после своего появления снискала большую популярность у создателей кинофильмов и музыкантов, поскольку позволяет накручивать в студии (в том числе в виртуальной DAW) максимально реалистичные отражения звука.
Что особенно круто, производители «железных» и софтовых приборов создают всё новые и новые библиотеки IR-импульсов, которые можно покупать или скачивать бесплатно, а потом загружать в любимый ревер.
Сегодня любой виртуальный инструмент даже у bedroom-продюсера может зазвучать так, будто он играет в пещере, на городской улице, на стадионе, в древнем храме и так далее. Это просто поразительно.
Поначалу плагинами конволюционной реверберации могли пользоваться лишь обладатели довольно мощных компьютеров, поскольку они были требовательны к «железу». Но теперь сверточные реверы стали более оптимизированными. А значит — доступными даже для начинающих музыкантов, киношников и рекламистов.
Довольно быстро сверточная технология развилась до того уровня, что смогла моделировать не только эхо помещений или ландшафтов, но и работу звуковых приборов. Теперь на ней основаны те же плагины эмуляции гитарных усилителей и кабинетов (даже конкретных динамиков).
А еще конволюционнные реверы очень хорошо имитируют работу… других реверов — пружинных (spring), пластинчатых (plate) или, скажем, «железных» процессоров. Вплоть до того, что виртуальный сверточный ревер может изображать физический сверточный ревер 🙂
Кто пользуется сверточными ревербераторами
В первую очередь киношники, создатели кинотрейлеров, разработчики игр, рекламисты и композиторы, пишущие для кино, трейлеров, видеоигр и рекламы. Много кино-, рекламного и игрового контента сегодня делают в павильонах и виртуальных локациях с помощью игровых движков вроде Unreal Engine. Но зритель хочет слышать естественный звук голосов и событий, происходящих в том или ином «месте» фильма или игры.
Поэтому работники звукозаписывающих отделов выезжают в физические локации, где расположены похожие на те, что в сценарии, здания, стены, коридоры, пещеры, горные ущелья и т. п. и записывают там IR-импульсы, которые затем помещают в виртуальные ревербераторы.
При бюджетном производстве контента звукорежиссеры пользуются упоминавшимися выше библиотеками IR-импульсов, а не создают их сами. Мало того, существуют полностью бесплатные сверточные реверы с набором очень естественно звучащих «хвостов».
И, конечно, виртуальной конволюционной реверберацией в виде VST-плагинов и плагинов других форматов увлечены многие музыканты, работающие в самых разных жанрах.
Даже некоторые создатели сугубо электронной музыки применяют ее, потому что хотят смягчить слегка ядовитое и стерильное звучание синтезаторов и синтетических ударных. Действительно, помещение инструментов электронного трека в реалистичные пространства придают ему особую глубину и как бы дополнительные измерения.
Композиторы, создающие оркестровую и гибридно-оркестровую музыку, обычно предпочитают моделировать для виртуального оркестра как раз реальные физические помещения и активно используют сверточные реверы и разнообразные IR-импульсы. То же касается артистов, в треках которых много акустических или физических электроинструментов.
И, конечно, конволюционная реверберация отлично подходит для обработки вокала. Если вам доводилось слышать пение солиста с хором в залах музейных культовых сооружений или театров с хорошей акустикой, вы можете себе вообразить, как приятно окрашивает вокал помещение, специально спроектированное, чтобы величественно «звучать».
Чем это отличается от обычных VST реверов и как попробовать бесплатно
Алгоритмические VST ревербераторы могут очень хорошо и богато звучать. А разница с конволюционными — это, образно говоря, как разница между отлично имитированной черной икрой и настоящей. Она ощущается на чувственном уровне и, конечно, не всеми.
Строго говоря, есть алгоритмические реверы, в которых можно задавать размер и тип помещения — вплоть до материала обивки стен. Однако возможность программно смоделировать отклик залов того же Нотр-Дама представляется сомнительной. Акустически интересные пространства в реальном мире имеют слишком сложную конфигурацию.
Но даже, если бы кто-то и задался целью просчитать сумму отражений настоящих помещений, знаменитых своей акустикой, реальных городских площадей и улиц, горных и лесных локаций, создание такого IT-решения вышло бы очень дорогим. И скорее всего сильно нагружало бы процессор компьютера. Использовать файлы с записями звуковых «хвостов» физических объектов — дешевле и проще.
Кроме того, реальные локации часто звучат столь разнообразно — с широким и сложным стерео откликом, с естественными повторениями звука, с какими-то его дальними перекатами — что это трудно придумать, сидя в студии и воображая звук.
Ощутить акустическое очарование сверточных реверов при сведении
можно совершенно бесплатно. Например, попробовав плагин Convology XT от компании Impulse Record. У него довольно маленький набор встроенных IR-импульсов, но некоторое представление о технологии и звучании он дает (качать тут).
Более эффектное знакомство с конволюционной реберберацией может обеспечить MConvolutionEZ – плагин, входящий в большой комплект бесплатных VST от чешской компании Melda Production. Среди его пресетов — холлы, комнаты, церкви и другие интересно звучащие помещения (качать тут).
Возможно, сверточные реверы — это специя, которой не хватало в вашем музыкальном продакшне. А если вы их не использовали вообще никогда, то попробуйте, и вы удивитесь…
Немного о бесплатных библиотеках импульсов для сверточных реверов
Хорошая новость — они существуют. И в некоторые бесплатные конволюционные ревербераторы вы можете свободно добавлять сторонние IR из свободно распространяемых библиотек. Например, такое позволяет MConvolutionEZ.
Не очень хорошая новость — чтобы найти бесплатные библиотеки импульсов, придется потратить кое-какое время. Но начать знакомство с этим миром легко — скажем, с библиотеки Echothief (название можно перевести как «Вор эха»).
В нее входят IR-импульсы более 100 пространств, расположенных в США. В том числе есть и природные локации — например, русло реки, лежащее под ледником Байрона или священный «соборный» зал пещер озера Шаста. А также рукотворные объекты — скажем, крытый мост Седарбург в Висконсине. Качать тут.
Загрузка сторонних импульсов в сверточные ревербераторы (если она допускается разработчиками плагинов, как это делают в той же Melda) очень проста. Нужно просто указать путь к IR и кликнуть на него, как на любой встроенный пресет.
Владимир Лакодин