Музыкальные размеры: ключ к пониманию

Владеете ли вы музыкальной грамотой? Если да, то скорее всего, вы учились в музыкальной школе. Если же такие термины как «музыкальный метр», «такт», «размер» ни о чем вам не говорят, то данная статья именно для вас. Тут мы постараемся пролить свет на музыкальную терминологию, причем сделать это максимально доступно для несведущих, но заинтересованных людей. Кому и зачем это нужно? Тем, кто так или иначе имеет отношение к музыке: не просто слушает ее, а исполняет, сочиняет, обрабатывает и т.д.

Ноты, доли и такты

Напомним вам, что при записи музыки мы используем нотный стан и ноты. По продолжительности звучания выделяют следующие виды нот:

  • целая – выдерживают на счет: раз, два, три, четыре;

  • половинная — считается на счет: раз, два;

  • четвертная — считается на раз;

  • восьмая — счет идет наполовину меньше четверти;

  • шестнадцатая — счет вполовину меньше восьмой.

Если вам близка математика, то представьте, что целая нота — это единица. Тогда все последующие будут составлять какие-либо части от целой: 1/2, 1/4, 1/8, 1/16. Ноты разной продолжительности обозначают на нотном стане по-разному. Более того, чтобы легче было читать с листа, восьмые и шестнадцатые ноты объединяют в группы, соединяя горизонтальными ребрами.

Но мало знать, какие ноты нужно играть, стоит понимать, где расставлять акценты. По аналогии с поэзией, где есть определенная последовательность ударных и безударных слогов (размер стиха), в музыке также чередуются в строгом порядке акцентируемые и неакцентируемые отрезки (метрические акценты). Для определения сильных долей ведут счет (например, раз-два, раз-два-три, раз-и, два-и и т.д.), при этом в каждом счете сильной долей будет только первая, остальные – слабыми. Такой счет долей (или ударов) называется музыкальным метром.

Временной промежуток от одной сильной доли до следующей называется тактом. На нотном стане такты отделяются друг от друга тактовой чертой. То есть, после тактовой черты всегда расположена сильная доля, с которой начинается каждый такт, а вы начинаете считать «раз» и дальше.

Музыкальный размер

Еще один музыкальный термин, представляющий собой числа, которыми записывают музыкальный метр. Помните, мы выше считали доли? Так вот, чтобы понимать до скольких считать и какими нотами, нужно знать музыкальный размер, который записывается в виде дроби (если вас пугает математика, то это два числа, записанные друг под другом). Музыкальный размер показывает, чем наполнен один музыкальный такт: сколько нот и каких именно он содержит. Давайте разберем подробнее.

Верхняя цифра показывает общее количество долей в такте, что, в свою очередь, подсказывает вам до скольких считать. Нижнее число указывает какими нотами ведется счет, то есть длительность каждой ноты (доли). Например, две четверти, три восьмых, три вторых, пять четвертей и т.д.

Простые и сложные музыкальные размеры

Метры или такты, а значит и музыкальные размеры бывают простыми и сложными. Простые – это двухдольные и трехдольные. А сложные состоят из двух или нескольких простых. В сложных размерах могут соединяться (складываться) однородные метры (например, два трехдольных или два двухдольных), так и разнородные (двухдольный и трехдольный). Вот где точно не обойтись без математики.

Рассмотрим наиболее распространенные простые и сложные размеры. Начнем с простых.

Размер 2/4 «две четверти». Вспомните, как мы описывали выше правила чтения размера, и тогда вы легко поймете, что в каждом такте две доли, каждая из которых представляет собой четвертную ноту. При таком размере счет ведется следующим образом: «раз-и, два-и». Каждый такт состоит из двух четвертных нот, набрать которые можно несколькими нотами другой длительности. Призовите на помощь все свои математические способности и вспомните, что дробь 1/4 можно разбить на сумму 1/8+1/8 или 1/16+1/16+1/8 и т.д. Вариантов несколько, главное, чтобы в сумме эти дроби дали вам 1/4. Вернемся к музыке: одну из долей или даже обе можно разбить на восьмые или шестнадцатые, а можно и наоборот: объединить две четверти в одну половинную, а также использовать знаки, которые увеличивают длительность нот. Вариантов ритмического рисунка в такте две четверти довольно много.

Размер 3/4 «три четверти». Если вы всё еще понимаете, о чем мы говорим, то уже начали разбираться в музыкальных размерах и видите, что при данном размере один такт состоит из трех долей, каждая из которых представлена четвертной нотой. При таком размере счет ведется следующим образом: «раз-и, два-и, три-и». Как и в предыдущем размере, общую сумму долей можно набрать разными способами, разбивая и объединяя ноты разной длительности.

Размер 3/8 «три восьмых». Как и в предыдущем примере, такт включает в себя три доли, но они уже представлены восьмушками, а не четвертными нотами. Счет ведется на «раз-два-три». С нотами и «дробями» можно также экспериментировать: дробить на шестнадцатые, соединять в четверти или четверти с точкой и т.д.

Сложные музыкальные размеры чаще всего представлены двумя вариантами.

Размер 4/4 «четыре четверти». Такт состоит из четырех четвертных нот. Этот сложный размер складывается из двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой доле и на третьей. Первая доля называется сильной, а третья, которой соответствует начало второго простого размера, называется относительно сильной (она слабее, чем сильная). На нотном стане данный размер иногда обозначают специальным символом.

Размер 6/8 «шесть восьмых». Данный сложный размер состоит из двух простых 3/8. Сильная доля в нем первая, а относительно сильная – четвертая (начало второго простого размера 3/8).

Также вы можете встретить такие сложные размеры, как 4/8, 6/4, 9/8, 12/8, которые образованы из простых по вышеописанному принципу

Существуют еще и смешанные сложные размеры, когда суммируются не одинаковые, а разные простые размеры, например, двухдольный с трехдольным. Чаще всего среди смешанных размеров встречаются следующие: 5/4 и 5/8, 7/4 и 7/8.

Размеры 5/4 и 5/8 «пять четвертей» и «пять восьмых» содержат пять долей и получаются суммированием простых размеров 2/4+3/4 и 2/8+3/8, соответственно. Причем простые размеры могут в сумме меняться местами, (перемена мест слагаемых), поэтому сильные и относительно сильные доли могут быть в разных положениях, что смещает акцент и изменяет внутреннюю ритмическую организацию в такте. Для того, чтобы подсказать исполнителю, какой вариант размера имеется в виду в данном случае, в нотах рядом с размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. Например, 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4).

Размеры 7/4 и 7/8 состоят из трех простых: одного трехдольного и двух двудольных. Данный размер характерен для русских народных песен и для инструментальной музыки преимущественно русских композиторов. Варианты сложения семидольного размера различаются местоположением трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).

Как музыкальный размер связан с темпом?

Возможно, у вас возникло ложное мнение о том, что размер музыкального произведения влияет на скорость его исполнения. Поясним: размер определяет лишь заполнение такта: сколько нот и каких, а вот скорость исполнения определяется лишь темпом, который задается либо словесно (allegro, largo, andante, fast, medium, slow), либо цифрой, которая указывает количество ударов метронома в минуту. Таким образом, музыкальный размер и темп исполнения никак не связаны.

Итак, будем считать, что вы обогатили свои знания в области музыкальной теории и разобрались в том, что такое музыкальные размеры и какими они бывают. Такты и размеры помогают композитору организовать музыку и передать ее особенности исполнителю. В качестве упражнений для закрепления теории попробуйте «поиграть» с любым музыкальным произведением, дробя и объединяя ноты в такте, и понаблюдайте, как изменяется при этом результат. Изучайте новое, развивайтесь, экспериментируйте!

 

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest