Игра на электрогитаре снова в тренде, гитаристы c YouTube правят миром
Менее десятка лет назад казалось, что дни электрогитары сочтены. Жанры около рока стагнировали. В качестве фаворитов музыкального рынка прочно закрепились EDM и рэп. «Входной билет» на него сильно подешевел, благодаря быстрому развитию специализированного ПО для создания музыки в домашней студии.
И что характерно, для того, чтобы «писать биты» и иметь какую-никакую аудиторию, начинающему продюсеру уже не требовалось умение играть на музыкальном инструменте. Мало того, даже базовые знания элементарной теории музыки оказались не то, чтобы очень важны.
Виртуальные синтезаторы достигли потрясающего качества звучания, и даже бесплатные образцы нынче впечатляют своими возможностями. Электронный звук предсказуемо заполонил музыкальные стриминговые сервисы. А производство минимально жизнеспособного музыкального продукта упростилось до уровня необязательной и необременительной игры.
В 2017 году один начинающий YouTube блогер из Увы буквально издевался над современным рэп-продакшном в серии роликов #изиреп. Не без юмора он показывал, как из сэпмлов и палок создаются «жирные биты» буквально за несколько минут.
Сегодня этот персонаж имеет фантастическую известность и аудиторию. А ведь начинал
с… гитарного хард-рока и индастриал-металла. Видимо, быстро понял, что в середине 2010-х с гитарой на сцене ловить нечего.
Во время тревожной, а для многих трагической пандемии Covid-19 на вторичные рынки Северной Америки и Европы хлынули подержанные электрогитары и гитарное оборудование. Люди распродавали свои коллекции со значительными скидками. Концерты и туры остановились, замерла клубно-ресторанная жизнь, и хуже всего пришлось тем, что обычно живьем играет на инструменте и этим зарабатывает. В России была похожая ситуация.
Думалось, что всё — электрогитара как сверхпопулярный инструмент отжила свое. Но прошло немного времени, и вдруг оказалось, что продажи растут, причем во всех сегментах рынка и практически на всех континентах планеты. Современные маркетологи пророчат настоящий электрогитарный ренессанс.
Рост на 8-10% в год на рынке электрогитар
В это сложно поверить но факт есть факт. По данным международной аналитической компании TBRC, в 2023 году в мире было продано электрических гитар на 3,19 миллиарда долларов, а в 2024-м ожидается продаж на 3,47 млрд. Совокупный годовой темп роста прогнозируется на уровне 8,9%.
Аналитики ожидают, что в ближайшие годы рынок будет не просто расти, а расти быстро — по 10% в год. К 2028 году ожидают продаж уже на 5,11 млрд.
Данные последних лет (даже «ковидных») вызывают некоторое изумление и противоречат устоявшемуся «гитарному пессимизму» 2010-х. Например, корпорация Fender сравнительно недавно сообщала, что только в первой половине 2021 года на инструменте начали играть 16 миллионов новых гитаристов планеты. И около 15 млн из них взяли в руки именно электрогитары. Такой прирост на 35% опережал все предыдущие исторические периоды.
Но что случилось? Почему люди заново полюбили электрогитары?
Тут нет какой-то одной, всё определяющей причины, действует совокупность факторов. Например, самый большой рост продаж отмечен на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (в основном в Индии, Китае, Индонезии, хотя свой вклад вносят Япония, Австралия и другие страны). И вероятно, во многих местах здесь не «заново» полюбили электрогитару, а впервые. Ведь раньше она была слишком дорогой для обывателя.
Аналитики и дистрибьюторы отмечают глобальный рост качества бюджетных инструментов. Скажем, если в 1995 году вы за 320 тогдашних долларов США покупали Squier by Fender производства Южной Кореи, то получали вполне певучее дерево, неплохие звукосниматели, но при этом ужасное тремоло и отвратительные колки. Их надо было менять, то есть, тратить дополнительные средства.
Сегодня за те же (а вообще-то, похудевшие из-за инфляции) 300+ долларов вы обретаете инструмент, с которым можно работать профессионально. Уж в клубе и домашней студии —сто процентов. За примерами далеко ходить не надо — взгляните, скажем, на электрогитары от японского бренда Aria Pro II.
Огромный вклад в рост новой популярности «электричек» вносят страны Латинской Америки. И здесь тоже работает недавно возникший фактор «бюджетное — не значит хреновое». Оказывается, мировые производители электрогитар после получения сомнительных результатов переноса производства в Юго-Восточную Азию в конце 1980-х в течение 1990-х годов, извлекли уроки из свои ошибок.
Ныне фабрики в Южной Корее, Индонезии, Китае работают под жестким контролем гитарных брендов. Возможно, они взяли пример с производителей сложной техники — компьютеров, аудио, видео и фотооборудования, смартфонов, станков и т. п., которые сумели наладить нормальную работу с азиатскими производствами раньше.
Второй фактор — изменение подхода мировых брендов к так называемому «творческому опыту потребителя». Гитарные гиганты наконец обратили внимание на «диванных гитаристов» — на тех, кто записывает собственные опыты дома при помощи бюджетных звуковых карт и использует виртуальные «примочки» и симуляторы гитарных усилителей.
В 2021 году корпорация Fender купила целую экосистему продуктов для домашних музыкантов, маленьких и не очень студий, приобретя за неназываемую вслух сумму компанию PreSonus Audio Electronics.
Небожители столкнулись наконец с реальностью, в которой живут «гитарные обыватели» — и не только развитых, но и развивающихся стран. Трудно судить о том, какие выводы сделали для себя руководители Fender, но по публичному поведению компании видно, что музыканты, не выходящие на сцену и делающие интернет-карьеру, постепенно входят в круг ее внимания.
Однако Fender и Gibson, к слову, занимающие совместно примерно 65% мирового рынка электрогитар (не так много, как можно было предположить — правда?), все еще несколько далеки от народа по стилю своих коммуникаций на YouTube и в других соцсетях.
А вот, скажем, Ibanez в этом смысле гораздо продвинутей. Компания даже экспериментирует с юмористическими роликами вроде таких: