Резонаторные гитары
Слышали ли вы о резонаторных гитарах? Это довольно редкие музыкальные инструменты, которые не встретишь в каждом музыкальном магазине. Да и производители, занимающиеся выпуском таких гитар, обычно являются узкоспециализированными и изготавливают только их, так как резонаторные гитары являются нишевым инструментом среди акустических гитар.
Поговорим сегодня о происхождении резонаторных гитар, их разновидностях и особенностях данных инструментов.
История создания
Начнем с того, что в 19 веке гитара была популярна, но громкости ее звучания хватало только на выступление в небольшом помещении, например, гостиной. Речь о концертных выступлениях или игре на открытых площадках даже не велась, ибо конкурировать в громкости звучания со скрипкой, духовыми инструментами или, например, роялем гитара не могла. Необходимость в громко звучащих гитарах привела к различным экспериментам гитарных производителей, которые пытались как-то модифицировать классическую гитару и заставить ее тем самым звучать громче. Настолько громко, чтобы ее хорошо было слышно в шумном баре, на оживленных улицах или большой сцене.
Эксперименты с гитарами привели к тому, что уже в начале ХХ века начали появляться новые концептуальные дополнения к устройству инструмента: системы пружин, механическое усиление, алюминиевые конусы. Именно алюминиевые конусы в конце 20-х гг. прошлого века использовал мастер-изобретатель John Dopyera для усиления звука гитары.
Три тонких алюминиевых конуса реагировали на колебания струн с Т-образным бриджем, представляя собой своеобразные рупоры, подобно диффузорам в современных колонках. Первые гитары с тремя конусами назывались «Tricone», они быстро стали популярными среди гавайских гитаристов, таких как, например, Sol Hoopii, да и не только среди них (Tampa Red, Oscar Alemán). Особенностями звучания новых гитар стали прозрачность звука, сложные обертона, реверберация и длительный сустейн.
Успех данного изобретения повлек за собой создание в 1927 году в Лос-Анжелесе корпорации «National String Instrument Corporation», соучредителями которой стали братья Dopyera, американский гитарист George Beauchamp и группа инвесторов.
Период Великой депрессии в США заставил искать экономически более выгодные варианты производства необычных гитар, что привело к появлению нового более эффективного для производства проекта «National Guitars». Гитары, производимые данным проектом, были более доступны, имели один большой конус, называемый «biscuit». Гитары «бисквит-стайл» были популярны у кантри-, фолк- и блюз-музыкантов (среди которых Rosetta Tharpe, Blind Boy Fuller, Bukka White, Son House, Bennie Nawahi, Scrapper Blackwell и др.), так как такой инструмент обеспечивал сильную атаку, что особенно ценно при исполнении музыки в стилях пьемонтский блюз и рэгтайм.
Совершенствование и производство гитар с одним конусом привели к внутренним конфликтам в «National Guitars», в результате чего братья Dopyera покинули проект и создали свою собственную компанию «Dobro» (со словацкого языка «хороший»). Новая компания также производила гитары с одним металлическим конусом, но в отличие от предыдущих, он был обращен наружу. Такой резонатор требовал использования «паукообразного» бриджа.
В результате преобразований гитары «Dobro» имели более «слащавый» звук и более длительный сустейн, чем гитары «бисквит-стайл», однако он был не таким богатым на обертона, как гитары «Tricone». Инструменты «Dobro» нашли своих поклонников среди исполнителей кантри, а затем и блюграсс.
В средине 30-х годов две компании вновь слились в одну под названием «National Dobro Corporation», которая впоследствии выпускала гитары под марками National, Dobro и Regal.
Закатом производства резонаторных гитар стали появление электрогитары и начало Второй мировой войны. Электрогитары по громкости превосходили гитары резонаторные и были более выгодны в производстве, поэтому исполнителей, которые играли на резонаторных гитарах становилось всё меньше. Громкость громкостью, но уникальность звучания гитар с металлическими конусами снова обрела популярность в 80-х годах., правда не такую масштабную, как на заре своего появления.
Начало Второй мировой войны внесло свои коррективы: металл был нужен для вооружений и производство резонаторных гитар прекратилось. В 1942 компания «National Dobro Corporation» подверглась реорганизации и получила новое название «Valco», которая специализировалась на производстве ладовых инструментов, но резонаторные гитары по-прежнему не изготавливались.
В 1959 году один из братьев Dopyera продал торговую марку «Dobro» компании «Mosrite», которая какое-то время изготавливала резонаторные гитары, но недолго, так как в 60-х братья Dopyera вновь основали новую компанию по производству резонаторных гитар – OMI (Original Musical Instruments). Гитары какое-то время выпускались под маркой Houndog. И в этих же 60-х активизировались и «Valco». Они снова стали выпускать резонаторные гитары под брэндом National. Гитары имели «бисквитные» резонаторы и деку из дерева или фибергласа. В конце 80-х, компанию переименовали в «National Reso-Phonic Guitars». Сейчас компания выпускает резонаторные гитары всех типов, делая акцент на аутентичности. В 1970-м братья Dopyera вернули себе бренд «Dobro», а в 1993 GIBSON поглотил OMI, тем самым завладев брендом «Dobro». Сейчас GIBSON производит несколько резонаторных моделей.
Сегодня резонаторные гитары являются скорее экзотическим инструментом, хотя и относительно доступным, если говорить о традиционных гитарах «Dobro» и «National». Но новые и современные гитары имеют лучшее звучание, что обусловлено развитием технологий производства. Почти все конструкции современных резонаторных гитар можно разделить на два традиционных варианта: «biscuit» из стали, латуни или дерева, изготовленные по образцу National, или деревянная гитара типа Dobro. Стоит заметить, что именно словом «Dobro» называют все резонаторные гитары, которое стало для них нарицательным.
В 1989 году в США была вновь основана компания «NATIONAL GUITARS», которая воссоздала винтажные модели начала века, подвергнув их современным технологиями производства с использованием ручной работы (уникальные отделка, украшения и т.д.). Причем модели существенно модернизированы, благодаря чему звучат они гораздо лучше тех, по подобию которых они создавались.
Поглотив популярный бренд SCHEERHORN, компания «NATIONAL GUITARS» стала производить и «Dobro»-гитары с различными вариантами отделки, материала корпуса и электроники. Сейчас эта компания является лидером в данной нише.
Если же музыканту хочется уникальности, то за такими инструментами часто обращаются к мелким производителям (обычно американским), таким, например, как JOHN MORTON, MULE, RON PHILLIPS, TRUSSART, BEARD, которые производят высококачественные и дорогие резонаторные гитары.
Более бюджетные гитары типа «spider» и «biscuit» можно найти в США под знакомыми брендами, но изготавливаемыми в Китае: DOBRO, REGAL, GRETSCH, DEAN, RECORDING KING и WASHBURN.
Особенности резонаторных гитар
Как следует из названия, усиление звука резонаторных гитар происходило за счет явления акустического резонанса, который имеет следующие преимущества перед электрифицированной генерацией звука:
не создает резонансные наводки;
отсутствуют искажения звука;
не вызывает посторонние шумы, которые были характерны для ранних электрогитар.
Хотя главной целью создания резонаторных гитар было желание заставить их звучать громче, это привело к неожиданному и приятному результату: спроектированная система резонирования кардинально повлияли на тембр инструмента, что связано в основном с использованием металла в конструкции. Поэтому популярность резонаторных гитар среди профессиональных исполнителей в 20-30-х годах ХХ века была вполне закономерной: гитара стала громкой, универсальной и необычно звучащей.
Современные резонаторные гитары имеют длину около 1 метра, полностью металлические струны, от 1 до 5 резонаторов, обеспечивают не очень широкий разброс тональностей (3 октавы – это максимум возможностей резонаторных гитар), однако возможности данных тип гитар достаточны даже для сложных отыгрышей.
Резонаторные гитары имеют обычный или квадратный гриф с высоко поднятыми струнами, два отверстия по обеим сторонам грифа, отличаются материалом корпуса (чаще всего сочетание дерева и пластика или полностью металлический) и внешним видом.
Особенности игры
Музыкант играет сидя, располагая гитару на коленях. Гитара может иметь квадратный или круглый гриф. В первом случае гитару настраивают высоко. Гитары с круглым грифом имеют меньше вариантов настройки, чем квадратные аналоги, так как они не выдерживают столь же сильного натяжения струн.
В музыкальном подходе мятлика на резонаторной гитаре играют жёстким синкопированным способом, тремя пальцами. При игре на резонансной гитаре блюзовых композиций музыканты используют стандартную гитарную позицию, при этом ориентируя гриф в сторону от музыканта.
Гитары типа «Добро» чаще используют для исполнения музыки кантри и блюграсс, используя открытый строй Open G. Резонаторные гитары настраиваются с шестой струны. Варианты настройки резонаторных гитар:
как обычной шестиструнной гитары;
по методике E-Dur;
классический слайдовый формат G-Dur.
При игре на резонаторных гитарах используют слайд и медиатор. Стандартный строй резонаторных гитар соответствует традиционному строю русской семиструнной гитары. Самые толстые струны обычно настраиваются на ноты G, B.
В современной музыке резонаторные гитары активно используют американские и аргентинские фолк-, кантри-, блюз-исполнители. Гитары ценятся ими за прозрачное звучание, возможность получить сложные обертона и долгий сустейн. Яркое и выразительное звучание резонансных гитар позволяет использовать их в ансамблях, группах, для аккомпанемента и соло.
Что касается России, то здесь данный тип гитар не получил широкого распространения и бешенной популярности, поэтому количество музыкантов, которые предпочитают резонаторную гитару, очень невелико. Наиболее известен, например, фронтмен группы «ГрАссМейстер» Андрей Шепелев. Иногда резонаторную гитару использует в своих концертах и для написания песен Александр Розенбаум.
За почти столетнюю историю существования резонаторные гитары пережили возрождение, стали более доступными, усовершенствовались в плане технологий и звучания, но не потеряли своей уникальности.