Сколько триггеров нужно для счастья?

Как добавить бочке мощных вибраций, рабочему барабану – панча, как использовать дополнительные эффекты и при этом не утяжелить сэт до 100 500 тонн? Ответы – в нашей статье.

Все о триггерах: для чего нужны, какими бывают и как их подключить?

В XXI веке компьютерные технологи проникли во все музыкальные стили. Гибридные барабанные установки используют многие известные барабанщики: Джо Джо Майер, KJ Sawka (Pendulum), Тони Ройстер Дж. (Jay-Z) и другие.


Независимо от того, играете ли вы хип-хоп, драм-энд-бейс или металкор, вы захотите добавить бочке мощных вибраций, а рабочему барабану – панча. Возможно, вы также захотите использовать дополнительные эффекты или перкуссию. Но как это сделать, не потратив состояния на новую «кухню» и не утяжелив свой сэт так, что придется покупать еще и грузовик? Триггеры окажут вам неоценимую помощь в решении этой задачи.


Триггер. Что это такое?


Триггер – это устройство, передающее сигнал от вибраций удара (например, по мембране барабана) на звуковой модуль. Для чего нужен триггер?


Поставив триггеры на акустическую установку, вы получаете следующие преимущества: 
•    интересное гибридное звучание «живых» и электронных барабанов; 
•    более ровный, четкий и плотный звук;
•    неограниченное количество звуков: от акустических до электронных;
•    возможность использовать различные эффекты;
•    гибкую работу с компьютером (MIDI, VST);
•    мобильность.


И самое главное, для чего все затевается. Получившимся звуком останетесь довольны и вы, и ваши слушатели. Они будут под впечатлением!


Где применяют триггер?


При подготовке к выступлению в клубах с плохим оборудованием, на выездных концертах или местных фестивалях обычно нет ни времени, ни технической возможности грамотно выстроить звук. Полноценная подзвучка барабанов микрофонами в таких условиях является фантастикой. Но вы все равно хотите звучать профессионально в любых условиях, не так ли?


Установить триггер проще простого, а удобство от его использования налицо: никаких заводящихся микрофонов и лишних шумов. Звукорежиссеру тоже легче работать, ведь сигналы, посылаемые на пульт, легче мониторить.


На больших площадках вы получите ровную динамику при любом уровне громкости. Более того, триггирование позволяет воспроизводить звуки тех инструментов, которые невозможно взять с собой на выступление. Ради одной песни покупать и носить всякий раз хай-хет на 20 дюймов или экзотическую перкуссию и невыгодно, и тяжело.


Работаете в электронных танцевальных стилях? Дополните свой звук различными хлопками, пробивными бочками. Если ваш модуль, к которому подключен триггер, поддерживает сэмплирование, загрузите в него любые сэмплы, от классических 808 и 909, знакомых всем любителям хауса и техно, до записанных самостоятельно. Или же подключите модуль через MIDI к вашему ноутбуку и получите широкие возможности для творчества.


Также стоит отметить, что современная танцевальная музыка немыслима без применения обработки сайдчейн. Триггеры позволят использовать бас-барабан как исходный сигнал для сайдчейн-компрессора. То есть эффект (чаще всего компрессор) срабатывает ровно в тот момент, когда сигнал приходит с триггера, установленного, например, на бас-бочку. Так обработанный канал баса не будет конфликтовать с бочкой и не только сохранит динамику, но и приобретет дополнительный танцевальный кач.


Как работает триггер?


В зависимости от способа крепления различают два типа триггеров. У «нацепных» пьезодатчик приклеивается на пластик рядом с ободом, что создает ряд проблем: ложное срабатывание на незаглушенную вибрацию и реакцию на посторонние сигналы от соседних барабанов.


У триггеров со слегка придавленным к пластику пьезо таких недостатков нет. Модели можно встретить у ROLAND и DDRUM. Установка таких триггеров и модуля не требует изменения в конфигурации ударной установки: удобство при игре останется прежним.


 
На фото – триггер со слегка придавленным к пластику пьезо

Бытует мнение, что электронный звук слишком плоский, не передает всех нюансов игры. Давайте посмотрим, так ли это.


С такой на первый взгляд сложной задачей справится двухзонный триггер, предназначенный для рабочего барабана. Он снимает разные звуки с пластика и обода. Для бас-барабана и томов достаточно однозонного. А дальше все зависит от вашей фантазии: добавьте различные сэмплы и обработки (компрессия, реверберация, гейт и т. д.).


Компания ROLAND производит триггеры для бас-барабана RT-30K, для рабочего RT-30HR и для томов RT-30H. Они совместимы со звуковыми модулями (разработанными для данных триггеров), серией TD (для электронных установок) и перкуссионными модулями серии SPD.

Компания ROLAND производит триггеры, совместимые со звуковыми модулями

Технологии триггирования продвинулись настолько, что в домашних условиях можно репетировать практически бесшумно, заменив бас-барабан на педаль-триггер KT-10 (с молоточком) или KT-9 (с грузиком).


Принцип действия следующий. У педалей нет колотушки, и к ним не требуется пэд, но ощущение натурального отклика при этом остается. Такой вариант можно использовать на выступлении, если вы играете в ограниченном пространстве, например, в небольшом баре. На остальные барабаны устанавливаются кевларовые пластики, чтобы заглушить удар. И вуаля! Полноценный звук без лишнего шума!


Кроме этого, набор барабанов можно расширить дополнительным триггерным пэдом BT-1, который позволяет использовать еще больше различных звуков во время выступления. Благодаря малому размеру его можно закрепить в любом месте на установке.


 

У педалей нет колотушки, и к ним не требуется пэд


С «железом» все обстоит иначе. Так как материал тарелок при игре вибрирует сильнее, многие барабанщики отказываются ставить на них триггеры. Особенно сложно снять сигнал с хай-хета (промежуточные положения при игре ногой). Поэтому использование пэдов тарелок может быть выходом.


Тем не менее и для гурманов есть решение. Компания ZILDJIAN выпускает комплекты тарелок из специального сплава с набором триггеров, демпферов и звуковым модулем.


 
На фото – комплект тарелок от ZILDJIAN


Студийная работа с триггерами

Вдоволь наигравшись на репетициях, начинаешь задумываться о записи треков, правда? Сразу скажем, что рассмотренная нами схема может варьироваться.


Устанавливаем на компьютер вашу любимую DAW (программа для работы с музыкой). Это могут быть LOGIC, CUBASE, FRUITYLOOPS, ABLETON, в общем, что больше нравится. Если вы работаете в ОС Windows и не имеете внешней звуковой карты, придется установить виртуальный драйвер ASIO4All.


Самый быстрый способ – сразу писать аудиофайл звуками самого модуля. Для этого надо подключить аудиовыходы из модуля к входным каналам звуковой карты через обычный инструментальный провод. Но в этом случае будет сложно работать с треком, так как все удары будут в одном звуковом потоке.


Куда удобнее работать с MIDI-сигналом. MIDI – это своего рода код, который содержит информацию о ноте (каждому барабану или датчику триггера соответствует своя нота), продолжительности ее звучания и силе удара. В зависимости от разъемов модуля и звуковой карты вам понадобится провод USB-USB, MIDI-USB или MIDI-MIDI.


Далее вам потребуется плагин, который будет накладывать звуковые сигналы, получаемые от триггера. Вы можете синтезировать звуки самостоятельно, использовать сэмплер или классические плагины со звуками живых барабанов, такие как ADDICTIVE DRUMS, EZ DRUMMER, SUPERIOR DRUMMER, ABLETON DRUM RACK. Обязательно правильно настройте MIDI-карту через MAP WINDOW или хотя бы выберите GENERAL MIDI, чтобы большая часть барабанов работала корректно и совпадала с настройками плагина.


В работе с VST плагинами существует два основных подхода. Первый: триггеры работают в реальном времени, плагин откликается на подаваемый сигнал и генерирует звук. Вы записываете его на отдельный канал или посылаете на выход звуковой карты. Это нужно для того, чтобы использовать звук на выступлениях и репетициях.


Второй способ подразумевает запись MIDI-дорожки с последующим подбором звуков. Этот способ удобен для продакшна вашего будущего хита, так как MIDI-файлами можно обмениваться (они, в отличие от аудиодорожек, требуют малого объема памяти для хранения). С MIDI-данными удобно работать в DAW. Вы можете менять динамику, переназначать звуки, выравнивать темп и прочее.


Итак, вы подобрали самые крутые звуки. И что дальше? Конвертируем партию в аудиофайл и отсылаем своему звукорежиссеру для сведения на студии. Именно так и сделал Омар Хаким, записав барабаны к последнему диску Мадонны и к получившему «Грэмми» хиту Daft Punk – Get Lucky.


Кстати, в современных плагинах решена проблема «пулеметного эффекта» (повторение одного и тоже семпла несколько раз). Сам плагин может вызывать разные вариации семплов в пределах одного динамического слоя, что реализуется, например, в DRUMAGOG 5. Бывает иногда и такое, что триггер срабатывает, а модуль не читает сигнал. В этом случае рекомендуется подключать напрямую в карту и уже после записи обрабатывать сигналы плагинами.


Использование модуля и VST на концертах


На выступлении нужен такой же качественный звук, как и в студийных условиях? Нет ничего невозможного! Связка «триггер – модуль» будет самым простым решением. 
Рассмотрим ROLAND TM-2. Он имеет два триггерных входа с поддержкой двухзонных пэдов и триггеров. В него можно загружать с SD-флешки собственные звуки, лупы и песни. Модуль совместим с триггерами серии RT, BT, KT, V-Pad, V-Cymbal.


Те, кто не ищет легких путей и кого манит жажда экспериментов, конечно же, захотят использовать VST и дополнительные библиотеки сэмплов. Для этого потребуется подключить модуль к компьютеру через звуковую карту, как было сказано выше. Вы даже можете использовать триггер для запуска целых музыкальных фраз, записанных заранее.
Но тут мы можем столкнуться с извечной проблемой задержки сигнала. Откуда она берется и что с ней делать? На задержку влияют коммутация, ASIO-драйвер (для работы в реальном времени ASIO4All не подойдет, придется обзавестись внешней звуковой картой), секвенсор, цифро-аналоговый преобразователь. Для снижения задержки используйте MIDI-кабель и не перегружайте компьютер лишними приложениями, отключите от него все программы, требующие обновления, не выходите в интернет. Подберите оптимальную частоту сэмплирования ASIO-драйвера в настройках DAW.


Для комфортной игры подойдет недорогой десктоп, но с профессиональной PCI-картой с MIDI-входом задержка будет незаметной. На концерты брать десктоп неудобно, современные ноутбуки на платформе Windows 10 и MAC OS X справляются со своими задачами. Решающую роль играет звуковая карта, к выбору которой стоит подойти ответственно (почитайте про звуковые карты на нашем сайте).


Существует давний спор о том, что лучше и надежнее для музыкальной деятельности: MAC или PC? Если вы работаете с MAC ОС, проблема драйверов решается автоматически, однако и цена на MAC Book Pro значительно выше, чем на обычный ноутбук с Windows. 
Возможно, будет разумнее взять более мощный ноутбук и звуковую карту классом повыше. Однозначного мнения на этот вопрос нет. Сторонники Apple апеллируют к надежности этих устройств и их более стабильной работе. Однако опыт показывает, что при должной аккуратности обычный PC достойно справляется со своими задачами. Старайтесь не загружать его ненужными программами (лучше выделить отдельное устройство специально для занятий музыкой), регулярного проверяйте на вирусы, и проблем не возникнет.


Сколько триггеров мне нужно для счастья?


Для живых выступлений потребуется как минимум триггер на бас-барабан. Неважно, в каком стиле вы играете, плотный удар нужен всегда. В тяжелых стилях часто используют кардан. Чем выше скорость, тем меньше сила удара и четкость. Пропадает характерный щелчок. В танцевальных стилях нужна бочка с оттяжкой. В электронной музыке добавляют низкие частоты или различные пространственные эффекты. Также не забывайте про эффект сайдчейн!


Итак, минимальный комплект для живых выступлений может выглядеть следующим образом: модуль Roland TM-2 + триггер RT-30K.


Чтобы подзвучить всю установку, потребуются более мощный модуль TD-11 и комплект триггеров на каждый барабан.


 
На фото – модуль TD-11

При подборе модуля и триггеров разных брендов нужно проявить бдительность. Компоненты ROLAND совместимы с большинством других фирм, среди которых ALESIS, DDRUM, MEDELI, XM WORLD. Сложности могут возникнуть с YAMAHA, но, как правило, все решается переключением полярности или перепайкой. Обязательно проверяйте, сколько зон триггера поддерживает модуль и каково количество входов, чтобы заранее продумать свой будущий набор. И, конечно, уделите время настройке чувствительности, правильно назначите звуки на пэды. Тем не менее лучше использовать все компоненты одной фирмы, и тогда точно не будет проблем с совместимостью.


Конфигураций может быть много. Все зависит от вашей фантазии и того, какой именно звук вы хотите получить. Каждый комплект абсолютно работоспособен и пригоден как для выступлений, так и для работы в студии, все можно адаптировать под конкретные задачи, исходя из выделенного бюджета.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest