Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Дистрибьюторы музыки, платные и бесплатные — как выбрать, чтобы не пожалеть

Выбирать сервис по доставке музыкальных треков на стриминговые площадки стоит столь же тщательно, как, скажем, банк. Ошибки в выборе чреваты болезненными организационными и финансовыми потерями. С каждого стрима российские музыканты и так зарабатывают буквально копейки. Ошибиться с дистрибьютором — значит бездарно упустить часть заработка (или весь).

Музыкальная фонограмма — товар. Стриминговые сервисы — это электронные витрины, обеспечивающие, если повезет, многократное, то есть, «тиражное», потребление товара. Они же собирают с потребителей (или рекламодателей) выручку, пользуясь разными бизнес-моделями.

Дистрибьютор — посредник, который сначала обеспечивает доставку товара на витрины, а затем собирает в кучку отчисления за его использование с сотен стриминговых платформ. Случаи, когда правообладатель фонограммы поставляет на них трек напрямую, очень редки.

Как правило, это делают звездные артисты в рамках так называемого «эксклюзива» — обычно временного. И вовлечена в это всего лишь одна площадка — скажем, «VK Музыка». Подавляющему большинству простых смертных такие соглашения недоступны.

Также большинство вынуждено работать не с одним посредником, а с двумя. Инди-музыкант, если он не звезда, не может заинтересовать цифровых дистрибьюторов верхнего уровня, таких как Believe или ZVONKO digital (исключение с оговорками — One RPM, но теперь в России он работает с ограничениями).

Они в свою очередь принимают треки либо от известных лейблов, либо от промежуточного дистрибьютора, либо от очень значимых артистов, если уж те решили стать независимыми.

 

Ситуацию усложняет и то, что в 2024 году все население РФ, в том числе музыканты, находится под финансовыми санкциями со стороны половины мира. Поэтому с территории России бессмысленно искать возможность доставки своего трека через единственного международного посредника.

Даже если он заявляет возможность такой услуги для гражданина РФ, даже если сама доставка удается, и даже если дистрибьютор верхнего уровня собирает за трек для артиста какую-никакую выручку, отправить долю правообладателя нормальным образом — на обычные счета российских музыкантов — он не сможет или не захочет. И на валютные не сможет, и на электронные кошельки не осилит.

Маленькое пояснение: некоторые дистрибьюторы верхнего уровня, которые ранее работали в России с инди-музыкантами, продолжают это делать. Они лишь не производят выплат средств на местные счета. Подход весьма неоднозначный и даже двусмысленный.

Видимо, сейчас — может быть, временно — разумней работать, используя связку из двух дистрибьюторов (через посредника первого уровня, который доставляет треки с помощью партнера верхнего уровня). Ведь независимым музыкантам нужны рубли, причем официально отправленные в российские банки. О выборе первичного дистрибьютора мы и поведем разговор.

Отсев мошенников, «неформальных» предпринимателей и третьих посредников

Дистрибуция музыки со стороны автора (правообладателя) предполагает обязательное вступление в правовые, договорные отношения. Других вариантов тут нет и быть не может. Если музыканта завлекли какие-то темные личности рекламой в соцсетях и предлагают ему дистрибуцию без договоров, обещая при этом златые горы, то это 100% мошенники либо «неформальные предприниматели», часто едва достигшие совершеннолетия.

Если с мошенниками все понятно, то предприниматели, даже и готовые вступать в договорные отношения, — это публика разная. Некоторые истово верят, что собираются сделать с музыкантами взаимовыгодный бизнес, но с ними — вот незадача — не работают дистрибуторы верхнего уровня, и приходится им становиться посредником №3 в цепочке доставки треков на площадки.

Другие вполне сознательно становятся лишним звеном, пользуясь неосведомленностью десятков тысяч инди-музыкантов о том, как на самом деле работает дистрибуция музыки. Отличный же бизнес: объявляешь себя дистрибьютором (и/или поумней — «лейблом с услугой дистрибуции»), даешь рекламу в соцсетях, получаешь адовое количество треков от наивных авторов.

Затем заходишь к дистрибьютору второго уровня в качестве «лейбла». Тот забирает из выручки «подписанных» тобой музыкантов (и полученной им от площадок через дистрибуторов верхнего уровня) в среднем 20-35%. Ты же как посредник №3, в зависимости от степени своей наглости, накладываешь лапу на еще на десяток-другой процентов в свою пользу и честно отсылаешь все, что осталось, правообладателям.

На значительном количестве треков, «на самотёке», такой «бизнес» может зарабатывать ощутимую денежку, делая для музыкантов очень мало и в основном создавая иллюзию бурной деятельности.

Разумному правообладателю следуют с самого начала отсекать не только мошенников и псевдобизнесменов без договоров, но и «прокладочные» лейблы, которые только притворяются лейблами и/или дистрибьюторами.

Как определить, что дистрибьютор «прокладочный»? Обычно по простому признаку: ни на каких своих информационных ресурсах он не сообщает, через кого доставляет музыку на конечные площадки, а от ответа на прямой вопрос — уклоняется.

 

Некоторые предприятия с гибким представлением о честности могут разными способами намекать, что они работают с теми же Believe и ZVONKO, но при этом не подтверждают это в интервью, которые дают популярным блогам и другим медиа (если они вообще рискуют выступать публично).

Честные дистрибуторы музыки наоборот стремятся к публичности и везде объявляют открыто, кто их партнер верхнего уровня.

Входят ли эти партнеры в число предпочтительных у самих стриминговых площадок, можно узнать в официальных перечнях, которые они публикуют. Вот, например, список Spotify, список предпочтительных дистрибьюторов (но не всех возможных) Apple Music, список Яндекс.Музыки…

Каковы признаки условно честного дистрибьютора музыки

1. У него есть качественный сайт и страницы в социальных сетях с историей. Профессиональные аккаунты в соцсетях имеют тысячи и десятки тысяч живых подписчиков. Количество негативных отзывов в комментариях, чатах и т. п. не зашкаливающее. Название компании на слуху.

2. Информационные ресурсы дистрибьютора так или иначе приводят музыканта к чтению и заключению договора-оферты либо к заключению двухстороннего договора при посредстве менеджера.

3. В договоре со стороны дистрибьютора указано юридическое лицо или ИП. Договор составлен ясно, без двусмысленных формулировок. Его пункты не нарушают права музыканта (правообладателя фонограмм).

4. Дистрибьютор ведет деятельность публично, упоминается в СМИ и профильных блогах. Представители дистрибьютора без проблем сообщают, через какую компанию он доставляет треки на площадки. А также делятся статистикой, рассказывают о развитии своего сервиса, сообщают правдивые сведения о внедренных им фичах и дополнительных услугах.

5. Дистрибьютор предлагает разумные условия музыкантам: не берет долю за услугу более 35%, не сочетает высокий посреднический процент с взиманием платы за релизы.

6. Опционально: дистрибьютор помимо доставки трека на стриминговые сервисы предлагает услугу помощи в синхронизации музыки (публикации ее в кино, сериалах, док. фильмах рекламе и т. п.), а также осуществляет сбор авторских отчислений для артиста.

7. Опционально: дистрибьютор помимо доставки и/или синхронизации предлагает артисту лицензирование его музыки для проигрывания в публичных местах (торговые центры, рестораны, фитнес-залы, автосалоны и т. п.), а также собирает для него отчисления от такого вида использования.

8. С помощью разных видов интернет-поиска удается найти лишь немного негативных отзывов в отношении дистрибьютора. Скандальных историй о нем мало, или такое вообще не находится.

9. В онлайн-сервисе Федеральной налоговой службы «Прозрачный бизнес» юридическое лицо или ИП дистрибьютора выглядит порядочно. Обычно больше сведений можно получить о юридическом лице. Например, что оно действующее; что годовой оборот составляет несколько миллионов рублей и больше; сумма уплаченных налогов в год внушительна; в его отношении не было подано множества судебных исков, не открыты исполнительные производства по взысканию и т. п.

Бесплатный дистрибьютор или платный?

Здесь нет универсального рецепта. Некоторые дистрибьюторы, взимающие плату за доставку релизов, ведут деятельность настолько неряшливо, что снискали дурную репутацию. А некоторые бесплатные наоборот — считаются белыми и пушистыми.

Одно понятно: если бесплатный дистрибьютор требует долю выше 35% и не предлагает за это дополнительно услугу синхронизации, и/или лицензирования музыки для проигрывания в публичных местах да и вообще ничем не отличается на рынке от остальных, что-то с его предложением не так.

Иногда дистрибьютор практикует смешанную модель: берет умеренную плату за релизы + долю в 10% от выручки со стриминговых платформ. И это выглядит приемлемо.

Вообще, многие профессиональные музыканты предпочитают пользоваться услугой платных дистрибьюторов. В этом есть юридическая логика: в России если вы заплатили за услугу, то в случае возникновения непримиримого спора с ее поставщиком, вы имеете больше шансов получить защиту в суде.

А вот когда вам обещали долю (шкуру неубитого медведя), но накосячили с релизом, не захотели нести за это ответственность, однако денег с вас при этом пока не получили, и вы не силах доказать, что понесли убытки … Тут что-то весомое предъявить в суде нелегко.

Не нужно лениться сделать небольшое интернет-расследование

Это на самом деле экономно — потратить время на интернет-поиск всех доступных сведений о каждом дистрибьюторе, которого вы прочите себе в партнеры — по два часа на каждого. Обычно информация, наводящая на сомнения в репутации компании или ИП, выскакивает даже быстрее.

Например, вы можете обнаружить россыпь видео на YouTube со скандальными историями о том или ином контрагенте. Или увидите, что тот прячет свои реквизиты, избегает публичной открытости, за ним висит шлейф закрытых ОООшек с похожими названиями и судебных споров, а в соцсетях у него — очень невнятные паблики.

Иногда стоит даже зарегистрироваться в нескольких сервисах (это вас ни к чему не обязывает), чтобы получить доступ к текстам договоров и действующим реквизитам — в случае, когда они недоступны без регистрации.

Проводя такие мини-расследования, вы сохраняете себе кучу нервов и денег, и со временем за эти усилия будете себя горячо благодарить.

Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/distributory-myzyki-platnye-i-besplatnye-kak-vybrat-chtoby-ne-pojalet.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Стоячие волны: что это и как с ними бороться

Чтобы получить идеальный звук в миксе, недостаточно иметь качественные источники звука, хорошее оборудование и руки, растущие из плеч....

Задержка Windows — как уменьшить при работе со звуком и музыкой

Кроме той задержки (latency), которую создают в цифровой музыкальной студии драйвер аудиокарты, музыкальное ПО (DAW), подключенные плагины и...

Бесплатные сэмплы — где брать хорошие, не нарушая ничьих прав

Потеря времени, бездна потерянного времени — вот что ожидает музыкантов, когда они начинают искать легальные, функциональные и хорошо...

Как создать полностью мобильную iOS-студию

Если раньше под «мобильной студией» имели в виду в первую очередь портастудию с возможностью записи на кассеты или...

Звуковой эффект фэйзер: кому и зачем?

Гитарными эффектами в настоящее время никого не удивишь, они доступны каждому и представлены в любом музыкальном магазине в...

Выбор и особенности применения петличных микрофонов

Сегодня, мы поговорим о популярной в последнее время тематике – петличные микрофоны.      Как видно из названия,...

Всё о динамиках

Динамики – это компоненты акустических систем, преобразующие электрические сигналы в звуковые волны. Именно они ответственны за то, что...

Гитарные тюнеры: настройся на лучшее!

Если вы обладаете абсолютным слухом, то настроить музыкальный инструмент без использования дополнительных приспособлений для вас не составит труда....

Бесплатные VST плагины без пиратства — где брать?

Мир бесплатных синтезаторов, сэмплеров, драм-машин и средств звукорежиссуры огромен и прекрасен. То, что на планете оказалось столько компаний...

История появления и развития электронных барабанов

Как электронные барабаны вошли в музыкальную индустрию? Когда это произошло и кого стоит благодарить за это чудо техники?...

Patchbay: кому и зачем?

Патчбэй или коммутационная панель автоматически соединяет источники и приемники звука, а также любое оборудование, упрощая маршрутизацию сигналов. В...

Безголовые гитары

В мире существует множество разнообразных гитар, отличающихся звучанием, формой, конструкцией и техническими характеристиками. Одной из таких особенностей является...

Война двух побережий. Конфликт, который перевернул хип-хоп

Рэп как жанр на данный момент является одним из ведущих в сфере музыкального бизнеса и популярности среди населения....

Гитарные маркеры: следуй за точками

Вы наверняка выдели на грифе гитары специальные отметки, которые обычно выглядят в виде точек, но вообще могут иметь...

Терменвокс

Терменвокс — это уникальный музыкальный инструмент с почти столетней историей. Его особенностью является то, что для игры на...

Слушаем по воздуху

Телефоны, гарнитуры, клавиатуры, мыши – это то, к чему мы давно привыкли. С каждым годом список устройств, имеющих...

Линейные массивы. Особенности акустической системы V-DOSС

Линейные массивы. Особенности акустической системы V-DOSС   В наше время тяжело представить крупное мероприятие без линейных массивов. Они...

Все о кахонах

Сегодня мы поговорим о кахоне – перкуссионном музыкальном инструменте, который стремительно набирает популярность в различных музыкальных стилях. Наверняка...

Королева оркестра – скрипка

Сложно встретить человека, который никогда не слышал скрипки или хотя бы о скрипке. И это неудивительно, ведь ее...

Компрессоры аудиосигнала: от понимания к применению

О компрессорах аудиосигнала, основных параметрах работы читайте в нашей статье. Также мы расскажем о дополнительных функциях и схемах...